– Первые инженеры появились в стране еще при Петре Великом. Уже в конце XVII века Петр I направляет на обучение за границу 50 дворян для изучения “навигацкой науки”, кораблестроения, архитектуры и инженерных искусств. В 1701 году в Москве была открыта школа “математических и навигацких наук”, положившая начало подготовке технических кадров в стране, в 1715 году “навигацкие классы” перевели в Петербург. В этом же году в новой столице создается Морская академия. В 1719 году в городе открывается инженерная школа, вторая в стране (первая – в Москве). А в 1725 году – Петербургская академия наук с университетом и гимназией. Начало этих преобразований привело к тому, что стал повышаться образовательный уровень в сфере инженерии, а во-вторых, складывался круг образованных специалистов русского происхождения, – рассказала Елена Техова, ведущий научный сотрудник музея.
До XX века инженеров в стране было очень мало. Зато они были очень уважаемы в обществе и труд их был хорошо оплачиваемым. Согласно переписи 1897 года, в стране насчитывалось всего 4010 инженеров, и это на страну с населением более 130 миллионов человек.
В то время инженерами становились самые толковые и – располагающие средствами. Обучение было платным. Инженеры, в том числе студенты, имели собственную форму, а на фуражке и воротничке сюртука присутствовали эмблемы вуза и направления деятельности. И это тоже прибавляло уважения в обществе. Например, эмблемой инженеров-технологов стали перекрещивающиеся молоток и штангенциркуль, инженеров-путейцев – якорь и топорик, горных – молот и кирка, электротехников – топорик, лопата и молнии.
Интересно, что инженеры все-таки должны были быть универсалами, обладая широчайшим спектром знаний. И, например, студент последних курсов института путей сообщения мог сдать дополнительный экзамен и получить право строить дома в столице. То есть старались готовить специалистов, которые при необходимости могут и здание, и электростанцию спроектировать. И еще инженеры традиционно были очень эрудированными людьми в самых разных областях – в искусстве, литературе, музыке. И, возможно, именно таким широким кругозором со временем перестало обладать большинство инженеров советского времени и последующих. То есть когда подготовка кадров была поставлена на поток. К тому же с стечением времени менялась сама система преподавания: институты стали готовить узкоспециализированных специалистов.
Женщин-инженеров долгое время не существовало. Эта профессия для дам отторгалась обществом. Женские политехнические курсы (прообраз вуза) появились только в 1906 году. Но из-за сложности программы только три представительницы прекрасного пола дошли до вручения диплома. Однако еще долго дам, получивших техническое образование, игнорировали, не понимая, как женщина может бегать по стройплощадке и ругаться со строителями! Да никак, не женское это дело. Впрочем, как показал последующий опыт, дамы справлялись с разработками достаточно сложных систем, например отопления, или же проектами зданий ничуть не хуже мужчин-коллег.
Несмотря на то что в стране инженеров было совсем немного, они вписали поистине золотые страницы в книгу изобретений человечества. Павел Яблочков – с дуговой лампой, Игорь Сикорский – с самолетами, Александр Попов – с радио, Владимир Зворыкин – с телевидением, Яков Гаккель – с тепловозами. Список можно продолжать.
После Октябрьской революции не все инженеры согласились сотрудничать с советской властью, кто-то уехал из страны, кто-то нашел себе другое дело. В итоге их нехватка стала катастрофической. А на повестке дня было восстановление производства, электрификация, индустриализация. Новая власть стала решать вопрос дефицита кадров открытием ускоренных курсов подготовки инженеров, тем самым резко увеличив количество выпускаемых специалистов.