© traimak / Фотобанк 123RF.com |
Инвентаризация – процедура далеко не новая, можно даже сказать, традиционная. Однако из года в год она вызывает у организаций бюджетной сферы множество вопросов. И 2024 год не исключение. Более того, именно с инвентаризацией – 2024 связаны значимые изменения в нормативных актах, и именно она станет объектом пристального внимания контролирующих органов.
Дело в том, что до 2024 года для организаций бюджетной сферы в нормативных правовых актах отсутствовали порядок и механизмы проведения инвентаризации – учреждения разрабатывали порядок проведения инвентаризации самостоятельно. Инвентаризация – 2024 проводится по новым правилам – с этого года в стандарт “Учетная политика, оценочные значения и ошибки” Минфин включил Общие требования к инвентаризации. Это минимальный набор требований, которым с 1 июля 2024 года должен отвечать обязательный локальный акт каждого учреждения – Порядок проведения инвентаризации. Что будет, если к 1 июля вы не актуализировали Порядок инвентаризации в соответствии с требованиями стандарта “Учетная политика…”? Ответ на этот вопрос Минфин России давал летом в методрекомендациях к Общим требованиям к организации инвентаризации активов и обязательств (см. обзор методички). Итак, если учетная политика – 2024 не уточнена с учетом Общих требований к инвентаризации по состоянию на 1 июля 2024 года, в ней могут содержаться положения, противоречащие Общим требованиям. В таком случае инвентаризация должна быть организована по Общим требованиям вне зависимости от того, что написано в “необновленном” локальном акте. В противном случае у ревизоров появится основание утверждать, что инвентаризация проведена вразрез с требованиями закона, и ее результаты могут быть поставлены под сомнение.
По состоянию на какую дату проводить годовую инвентаризацию – 2024? Действительно ли некоторые объекты учета нужно инвентаризировать исключительно на 1 января 2025 года? Как правильно выбрать дату начала проведения годовой инвентаризации по земельным участкам? Кстати, знаете ли вы, как правильно инвентаризировать земельные участки?
Немаловажный момент – кто будет проводить инвентаризацию. Каких специалистов включать в состав инвентаризационной комиссии и какими полномочиями их наделять? Должен ли в состав комиссии входить бухгалтер? А специалист централизованной бухгалтерии?
Какие объекты имущества можно инвентаризировать один раз в три года? Правда ли, что можно провести выборочную проверку? Что такое альтернативные способы (методы) инвентаризации имущества? Когда их можно применять?
Это лишь некоторые из вопросов, ответы на которые содержатся в Общих требованиях к инвентаризации. Детально обо всем, что касается проведения инвентаризации по новым правилам, – в специальном обзоре |
А для тех, кто предпочитает формат видео, – актуальный видеоурок, в котором наши эксперты разъясняют самые острые вопросы, касающиеся нового порядка инвентаризации |
Отдельно напомним об одном из обязательных объектов годовой инвентаризации – задолженности учреждения. Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169, 0503769) предусматривают раздельное отражение долгосрочной и просроченной задолженности. Отсутствие информации о просроченной задолженности в специальных графах Сведений (ф. 0503169, 0503769) может быть расценено как искажение отчётности (постановление Мирового судьи с/у № 2 Аннинского судебного района Воронежской области от 5 июля 2024 г. № 5-210/24, решение Ленинского райсуда г. Махачкалы Республики Дагестан от 02.09.2022 по делу № 12-729/2022).
При отражении в учете расчетов Минфин требует от учреждений указывать аналитический признак “дата исполнения”. О том, как определить эту дату в рамках госзакупок и расчетов с “подотчетниками”, как ее корректировать, когда можно поставить признак “31.12.2999”, в какой момент долги станут просроченными – в видеоматериале ” Анализ дебиторской и кредиторской задолженности по расходам (выплатам)”
Обязательно загляните в наши специальные памятки “Анализ дебиторской и кредиторской задолженности“
В помощь при инвентаризации – тематический материал Энциклопедии решений “Долгосрочная и просроченная дебиторская и кредиторская задолженность“
Нормативными актами, регламентирующими ведение бухгалтерского / бюджетного учета, установлено, что объектами инвентаризации являются активы и обязательства, отражаемые как на балансовых счетах, так и за балансом. Однако перечень объектов бухгалтерского учета несколько шире перечня объектов инвентаризации. Это значит, что далеко не все объекты учета подлежат инвентаризации. Так по каким счетам бухгалтерского учета инвентаризация обязательна, а по каким ее не проводят? Нужно ли инвентаризировать забалансовый счет 02, где отражены “неактивы”, и счет 401 40 “Доходы будущих периодов”, где учтены объекты, удовлетворяющие понятию “обязательство”?
За ответом далеко ходить не надо. Для отражения результатов проведенной инвентаризации бюджетная сфера применяет Инвентаризационные описи (ф. 0504081 – 0504089 и ф. 0504091), утвержденные Приказом № 52н. Вместе с тем Приказом № 61н в настоящее время утверждены Инвентаризационные описи (ф. 0510464 – 0510468), на применение которых необходимо перейти всем организациям бюджетной сферы в срок не позднее 1 января 2025 г. Кроме того, на регистрации в Минюсте России сейчас находятся изменения к Приказу № 61н, в числе которых комплект новых унифицированные форм для инвентаризации. Каждая унифицированная инвентаризационная опись составляется в отношении определенных счетов бухгалтерского учета. И вот она, шпаргалка для бухгалтера: по счетам, прямо поименованным в Методических указаниях по формированию инвентаризационных описей, утвержденных Приказом № 61н, инвентаризация проводится в обязательном порядке.
Как быть со счетами, для которых Приказом № 61н не предусмотрена обязательная инвентаризация? В каких случаях учреждение вправе самостоятельно принять решение о проведении либо непроведении инвентаризации по некоторым объектам учета?
Своевременное и добросовестное проведение инвентаризации – это лишь половина дела. К оформлению ее результатов также следует подойти с высокой долей ответственности. Нарушение порядка оформления результатов инвентаризационных мероприятий свидетельствует об их формальном проведении. К такому выводу судьи приходят, например, столкнувшись с фактом отражения в инвентаризационных описях только наличия по данным бухгалтерского учета (постановление Мирового судьи с/у № 1 Кусинского района Челябинской области от 8 ноября 2023 г. № 3-338/23) или фактом заполнения посредством использованием бухгалтерской программы сразу обеих графах инвентаризационной описи – “по данным бухгалтерского учета” и “фактическое наличие (состояние)” (постановление Мирового судьи с/у № 2 Ахтубинского района Астраханской области от 12 марта 2024 г. № 5-42/24). В таком случае цель инвентаризации – подтверждение показателей годовой отчетности – не достигнута, и отчет могут признать недостоверным.
Какие ошибки допускают учреждения при подготовке и проведении инвентаризации, смотрите здесь. Избежать их помогут наши специальные материалы. В них – вся самая актуальная информация, примеры и рекомендации по данному вопросу: