На этот вопрос aif.ru ответила педагог-психолог Светлана Стабровская:
— Школьное образование в нашей стране подвергалось неоднократным реформам. В 1969 году в ходе очередной реформы сложилась следующая система образования: начальная школа — 1-3 классы, неполное среднее образование — 4-8 классы, полное среднее образование — 9-10 классы. В таком виде школа существовала до 1986 года, когда ввели 11-летнее образование. При этом существовал выбор: пойти ли в семь лет в начальную школу по программе 1-3, перепрыгнув через 4 класс, либо в 6 лет пойти на программу 1-4. Часто такой первый класс назывался «нулевым» и находился при детском саде, то есть дети одного года рождения могли начать обучение с разницей в год, но в пятый класс попадали одновременно.
По словам эксперта, педагоги рекомендовали оставлять в 4 классе тех ребят, которые не успевали за три года усвоить программу начальной школы. Однако обучение длиной в 11 лет мало кого устраивало, и спустя два года, после массовых отказов от дополнительного года обучения, правительство СССР ввело полную его отмену.
В 1990-х годах произошла очередная реформа, было решено, что программа трехлетней начальной школы сложна и нужно распределить ее снова на четыре года для всех. «Нулевые» классы в детских садах убрали, поясняет Светлана Стабровская.
Переходный период длился до 2001 года, когда уже все перешли на четырехлетнюю начальную школу и 11-летнее полное образование.
Однако сейчас в Москве существует так называемая «эффективная начальная школа», в которой снова учатся 3 года и за первый год дети проходят программу 1 и 2 классов, отмечает педагог-психолог.