– Изначально мы начали собирать материал для нашего Зала памяти. Он посвящен всем погибшим в войнах и локальных конфликтах сахалинцам, начиная с Русско-японской войны. При этом уже в первые месяцы спецоперации стало ясно, что это важный этап для России, который многое поменяет не только в стране, но и в мире, и рано или поздно нужно будет создавать полноценную экспозицию на эту тему. И вот сейчас музей помогает донести информацию о том, что на самом деле происходит в зоне СВО – рассказывает завсектором научного отдела музейно-мемориального комплекса Евгений Каган.
Сотрудники музея собирают информацию через родственников погибших, военкоматы и фонд “Защитники Отечества”. Поначалу экспонаты предоставляли семьи героев и приносили участники СВО. А затем музейщики сами отправились в командировку в зону боевых действий. Уже состоялось четыре такие командировки. Сотрудники мемориального комплекса собирали сведения о героях-сахалинцах и их подвигах, информацию о земляках, оказывающих гуманитарную помощь, сами выезжали с гуманитарными миссиями. И, конечно, привозили из каждой командировки то, что на языке историков называется предметами материальной культуры – вещи участников СВО и даже трофеи, захваченные сахалинскими бойцами.
– Было ощущение, что понятия тыла не существует. Когда мы находились в Шахтерске, ВСУ ударили по городу. Когда ездили по Донецку и его окрестностям, тоже активно работала украинская артиллерия и РСЗО. Для нас, сахалинцев этот звук привычный, у нас часто проходят учения и такая канонада не кажется чем-то опасным. Но в зоне СВО к ней относишься уже иначе. Еще там часто приходилось слышать беспилотники. Если появляется подозрительный звук в небе, лучше укрыться. А вообще быстро привыкаешь к условиям, в которых живут люди. Потом возвращаешься в мирную жизнь и словно попадаешь на другую планету. Трудно бывает перестроиться, – делиться впечатлениями Евгений Каган.
Небезопасные командировки позволили пополнить фонды и открыть новую музейную экспозицию. Сейчас она разделена на три части.
– В первой мы видим боевой эпизод: только что занятый опорный пункт противника. В нем находится российский военнослужащий в обмундировании 2022 года, – завсектором научного отдела проводит небольшую экскурсию. – Также здесь представлен трофейный шведский гранатомет, который достался нашим бойцам под Новомихайловкой. На нем есть надписи корректором на украинском языке. Рядом – котелок армии бундесвера, который практически не изменился со времен Третьего рейха. На заднем плане изображена подбитая натовская техника – танк “Леопард” и БМП “Бредли”. Здесь – еще трофеи. Вторая часть экспозиции – витрины с вещами наших военнослужащих. А заключительная третья – посвящена восстановлению правопорядка и мирной жизни на освобожденных территориях. Здесь представлена работа Росгвардии, волонтеров, восстановительных бригад. Кстати, этот макет стены дома со следами от осколков воссоздан на основе фотографии из наших поездок. А здесь под капотом макета бронеавтомобиля “Тигр” можно увидеть кое-что из того, что везут на передовую наши гуманитарщики: теплые вещи, консервы, одеяла, окопные свечи, аварийно-спасательные браслеты и детские письма.
О каждом экспонате можно рассказывать много и долго. Хвостовик от “Хаймарса” с серийными номерами, фрагмент корректируемого снаряда “Экскалибур”, мина-лепесток, толстая энциклопедия, в которой застрял осколок. Украинские шевроны, в том числе элитных подразделений, учебное пособие по войсковой подготовке для ВСУ…. Среди трофеев выделяется тарелка со свастикой и нацисткой символикой.
– После отступления ВСУ из Попасной ее обнаружили в комендатуре, где находились подразделения военной полиции из Тернополя. Наши бойцы вошли в кабинет и увидели эту стоящую на полочке тарелочку. Сама она выпущена в 1942 году, судя по сохранившемуся клейму, а нацистская символика – это уже современная печать. Ничего удивительного, если учесть, что в западноукраинском Тернополе прославляют соответствующих “героев”, – объясняет Евгений Каган.
На других витринах выставлены вещи сахалинских росгвардейцев, погибших в Лисичанске, фуражка и телефон старшего прапорщика Виталия Жук, который был старшиной полевого узла связи, а также вещи Сыргакбека Озубекова
– Его семья переехала на Сахалин из Киргизии и получила российское гражданство. Сыргакбек отслужил в армии, потом подписал контракт. Он – участник высадки десанта на аэродром Антонов под Киевом. А в мае 2022 года его подразделение столкнулось с противником буквально нос к носу. Завязался бой. Сыргакбек занял удобную позицию, прикрыл товарищей, но сам погиб, – рассказывает Евгений Каган.
Также на витрине можно увидеть посеченный осколками шлем и разбитый триплекс танка Т-72. Это тоже следы боя, в котором участвовали сахалинцы.
– Члены экипажа танка живы, и их фамилии мы пока называть не можем. А произошло вот что. Во время боя мехвод из-за ограниченного обзора не смог сориентироваться, куда вести машину. Чтобы оглядеться и помочь ему, командир открыл люк и выглянул из танка. В этот момент прилетела противотанковая управляемая ракета. Командиру повредило шлем и посекло лицо, в танке разбило триплекс. Но экипаж уцелел, – говорит Евгений Каган.
Среди экспонатов также можно также увидеть самодельный молоток сварщика ремонтной роты, оплавленные куски витрин мариупольского музея, трамвайные билеты из Донецка и любопытный набор игральных карт. На них изображены политики европейских стран и Украины, а также известные украинские националисты. Специалисты отмечают хорошее качество печати при полном отсутствии выходных данных на колоде.
– А здесь представлены сбитые дроны противника – разведывательный БПЛА “Фурия” и так называемая “Баба Яга”, – завершает экскурсию мой собеседник. – Вешать под потолок их не стали. Неправильно это – украинские беспилотники над посетителями музея. Просто положили. Они ведь сбитые. А вот макет нашего барражирующего боеприпаса “Ланцет” показали в полете. Как символ изменения в введении боевых действий.
По словам сотрудников музея, тема СВО пользуется популярностью: сюда часто приходят и организованные экскурсии, и состоятельные посетители. Среди них, кстати, много детей и участников спецоперации.