Из троечников в морские офицеры
В гимназии Александр Колчак учился вместе с будущим главой ГПУ Вячеславом Менжинским. Были они друзьями в детстве или нет, доподлинно не известно. Но достоверно то, что оба были троечниками и из класса в класс перебирались еле-еле.
Колчаку ставили в основном тройки с минусом, а Менжинского и вовсе оставили на второй год в первом классе. Очевидно, что учеба тяготила Александра, и родители решили отдать его в Морской корпус, там дисциплина, порядок и строгое воспитание.
Там Колчак преобразился, ему понравилось морское дело. Кроме занятий в учебных классах, гардемарины летом ходили на парусниках, боевых кораблях, участвовали в шлюпочных гонках.
Из ленивого троечника Александр Колчак превратился в одного из лучших учеников и закончил Морской корпус вторым в своем выпуске, показав отличные знания и подготовку.
Кстати, его отец, уйдя в отставку в звании генерала, работал на Обуховском заводе в Петербурге, заведуя одним из цехов.
Александр во время отпусков приходил к нему, и даже обучился слесарному делу. Его так увлекли машины, что он захотел стать инженером, и чуть было не уехал учиться в Англию, но “желание плавать и служить в море превозмогло идею стать инженером или техником”.
Гидрограф А. В. Колчак берёт пробу воды на гидрохимический анализ батометром Тимченко. 1901 год. Фото: wikipedia.org
Вакансий в экспедиции нет
После Морского корпуса мичман Колчак угодил в дальний поход – из Кронштадта во Владивосток. Здесь он провел несколько лет. Будущий адмирал занялся изучением дальневосточных морей.
Он даже собрался идти к Командорским островам, где русские военные корабли охраняли морского зверя – котиков, моржей – от американских браконьеров.
Но провести ученые изыскания в тех краях помешало начальство. Колчака назначили офицером на учебное судно, где он вел занятия с матросами, которых готовили на должности унтер-офицеров и боцманов. Его командир потом вспоминал “это был необычайно способный, талантливый и знающий офицер”. В 1898 году Колчака произвели в лейтенанты, а его корабль вернулся в Кронштадт.
Колчак на зимовке у полуострова Таймыр. 1900-1901 годы. Фото: wikipedia.org
Узнав, что готовится экспедиция в Ледовитый океан, Александр Колчак захотел принять в ней участие, но вакансий там уже не было. В это же время первый русский ледокол “Ермак” отправлялся в те же места. Колчак примчался к командиру “Ермака”, адмиралу Макарову, но и здесь его ждала неудача – экипаж укомплектован, да и лейтенанта, только что вернувшегося с Тихого океана, никто не ждал.
24-летний Колчак не знал чем заняться. Он потом вспоминал, что решил оставить военную службу и уехать на золотые прииски в Америку, полагая, что занятия наукой на флоте никому не нужны.
Вдруг появилась надежда, что его возьмут в экспедицию барона Толля. Тот собирался пройти Северным путем от Кронштадта до Владивостока на шхуне “Заря”. Однако и тут ему ничего определенного не сказали.
Тогда Александр Колчак, махнув на все рукой, принял офицерскую должность на броненосце “Петропавловск”, собиравшемся на Дальний Восток. По пути он решил уволиться и принять участие в англо-бурской войне на юге Африки.
Впоследствии Колчак писал: “став на точку зрения искателя ощущений, я испытывал непреодолимое желание идти туда, где работают современные орудия, где происходит на деле все, что у нас на броненосце делается лишь примерно”.
“Заря” вмерзла в лед
И вдруг, когда “Петропавловск” стоял в одном из греческих портов, Колчак получил телеграмму, что ему предлагается должность вахтенного офицера на шхуне “Заря”, идущей в полярные моря. Вскоре он был в Петербурге, где начал готовиться к экспедиции. “Зарю” снаряжали к походу в Норвегии, куда уехал и Колчак.
Он вспоминал “я занимался в Христиании (ныне Осло) у Нансена (известного полярника), который был другом барона Толля. Он меня многому научил”.
Полярная экспедиция началась в июле 1900 года. Кстати, до этого были огромные проблемы с подготовкой, в частности, не хватало угля для судовой машины. И вдруг, в конце мая на “Зарю” прибыл император Николай II со свитой. Он осмотрел корабль и спросил барона Толля, все ли у них в порядке, готовы ли к походу. Тот не растерялся и попросил уголь. Один из участников экспедиции писал “вследствие монаршей милости уголь нам был отпущен из складов морского ведомства, так же как и много других материалов”.
Участники экспедиции Толля на борту шхуны “Заря”. В верхнем ряду: третий слева – Колчак. Фото: wikipedia.org
Были и другие неурядицы, уже когда “Заря” вошла в полярные воды, но конфликты разрешались мирно. Осенью 1900 года началась первая зимовка на Таймыре. Шхуна вмерзла в лед, двигаться дальше было невозможно.
Александр Колчак занимался гидрологическими исследованиями: измерял глубины моря, постоянно брал пробы воды, составлял описание берегов и островов. На борту были ездовые собаки и Колчак немало поездил на упряжках по льду северных морей.
Бесконечная полярная ночь, морозы, метели. Несмотря на это, приходилось совершать дальние выезды на собаках, собирать научную информацию, делать склады с продовольствием для дальних походов.
Кстати, тогда же один из неизвестных ранее островов получил имя Колчака.
В августе 1901 года, когда льды отступили, шхуна “Заря” пошла на север. Но уже в сентябре экспедиция вновь встала на зимовку. Александр Колчак занимался привычным любимым делом – наносил на карту неведомые острова, изучал состав воды, проводил различные измерения. В это время глава экспедиции барон Толль с тремя участниками экспедиции отправился на собаках изучать остров Беннетта. Больше его никто не видел.
Колчак в кают-компании “Зари”. Фото: wikipedia.org
Географический подвиг
Летом 1902 года шхуна “Заря”, не дождавшись возвращения Толля, прорвалась сквозь льды в открытое море и с изрядно помятым корпусом, на последних запасах угля, добралась до устья реки Лены. Отсюда на пароходе Колчак с товарищами приплыл в Якутск, а потом приехал в Петербург. Все результаты научных трудов, собранные за два года, он привез в академию наук.
После этого было решено отправиться на поиски барона Толля. Этот поход возглавил Александр Колчак. Семь месяцев он искал пропавшего начальника экспедиции, но отыскать его не смог. Было принято решение считать барона Толля и его спутников погибшими. Поход Колчака в труднейших условиях был оценен как “географический подвиг”.
Остров Колчака на карте. Фото: wikipedia.org
На собачьих упряжках, на маленьких шлюпках он прошел сотни километров, не забывая при этом вести и исследовательскую работу. За это Александр Колчак был награжден орденом Святого Владимира 4-й степени, а Императорское Русское Географическое Общество вручило ему Большую Константиновскую золотую медаль – “за участие в экспедиции барона Толля и за путешествие на остров Беннетта”.
“Вайгач” и “Таймыр”
Следующее путешествие в полярные моря Колчак совершил в 1910 году, будучи командиром ледокола “Вайгач”. За несколько лет до этого правительство России решило начать осваивать северные территории и началась подготовка к этому. Колчак, как один из опытнейших полярных исследователей, в стороне не остался.
В Петербурге начали строить два мощных по тем временам корабля ледового класса – “Вайгач” и “Таймыр”. Командиром “Вайгача” назначили Александра Колчака.
Причем эти суда были вооружены, так как относились к военному флоту. На каждом было по четыре пушки и два пулемета. Кроме того, как вспоминал врач “Вайгача” Арнгольд “для охоты на птиц и зверей имелись двуствольные ружья центрального боя, несколько ружей системы Браунинга, маузеры, винчестеры, трехлинейные винтовки кавалерийского образца, обычное вооружение флотских команд, и револьверы системы Нагана”.
Осенью 1909 года корабли вышли из Петербурга и взяли курс на Владивосток. Сюда они прибыли в июне следующего года.
Лейтенант А. В. Колчак (3-й слева) со спутниками отправляется на о-в Бельковский во время второй зимовки “Зари”. Фото: wikipedia.org
А уже в августе “Вайгач” и “Таймыр” двинулись на север. Колчак вспоминал “экспедиция была очень хорошо подготовлена, особенно “Вайгач”, который был оборудован для картографических работ”.
У берегов Чукотки, рядом с мысом Дежнева, к “Вайгачу” подплыли чукчи на байдарке. Арнгольд писал, что внезапно “один из них обратился к нам на чистом французском языке, прося разрешения войти на палубу. Удивлению нашему не было предела”.
Оказалось, что это француз, который поспорил с кем-то на огромные деньги, что пройдет пешком вокруг света, собирался на Аляску и просил добросить его туда. Но ему отказали.
Началось изучение Ледовитого океана, Колчак вспоминал “я главным образом работал по картографии и гидрологии”. Осенью 1910 года “Вайгач” и “Таймыр” вернулись во Владивосток. А Колчака вызвали в Главный Морской штаб для участия в судостроительной программе военного флота. Больше в полярных морях он никогда не был.
“Продадут меня эти союзники”
Александр Колчак участвовал в русско-японской войне, в Первую мировую командовал Черноморским флотом. После революции 1917 года судьба носила его по свету от Англии до Китая, и от США до Сингапура. В ноябре 1918 года временное российское правительство, находившееся в Омске, провозгласило Колчака Верховным правителем России.
Шла ожесточенная борьба с большевиками, сибирские части Колчака сначала триумфально двигались на запад, но взятие Перми в декабре 1918 года было последним их успехом.
Потом начался разгром. Красная Армия наступала, колчаковцы отступали и в январе 1920 года Колчак, практически оставив свои войска, прибыл в Иркутск.
Представители пяти держав – Англии, США, Франции, Японии и Чехословакии, обещали ему полное содействие и безопасность.
Однако, поразмыслив, Колчак сказал своему начальнику штаба генералу Занкевичу “продадут меня эти союзники”. Так и вышло, после того, как поезд с Колчаком приехал в Иркутск, чехи передали его большевикам.
Верховный правитель России с горечью сказал, что это “международный акт предательства”.
После многодневного допроса в Иркутской ЧК адмирал Александр Колчак был расстрелян, а его тело сбросили в полынью на реке Ангаре.
Руководители контрреволюционных войск Сибири. В первом ряду: один из руководителей чехословацких частей генерал Радола Гайда (первый слева), адмирал Александр Колчак (второй слева). 1919 год. Фото: РИА Новости
Тем временем
В 2020 году водолазы Русского Географического общества обнаружили в Енисейском заливе Карского моря лежащий на дне ледокол “Вайгач”. Он затонул здесь во время гидрографической экспедиции 1918 года. На берегу, рядом с этим местом установлен памятный крест. Быть может корабль, которым когда-то командовал Александр Колчак, поднимут с морского дня и сделают из него музей в память о русских полярных исследователях.