Как рассказал “РГ” сенатор, к нему обратился мужчина, летевший в октябре из Владикавказа в Москву. Он приехал в аэропорт за час до окончания регистрации, но ему и еще четырем пассажирам этого рейса объявили, что места в самолете закончились, “обнадежив”, что они смогут улететь на следующий день.
“Авиаперевозчики защищают себя от возможных финансовых потерь в случае, если кто-то опаздывает на рейс или отменяет вылет. Но пассажир, столкнувшийся с этим явлением, несет дополнительные финансовые расходы, теряет время и вообще ощущает дискомфорт”, – отметил Айрат Гибатдинов.
Сенатор направил запрос министру транспорта Роману Старовойту с просьбой обратить внимание на эту проблему. Он предложил внести в законодательство термин “сверхбронирование билетов” и его нормативный запрет, увеличить штрафные санкции за односторонний отказ авиакомпании в предоставлении услуги по перевозке пассажира и багажа, и за просрочку доставки пассажира. Также он предложил закрепить прямые денежные компенсации пассажирам в размере 25% сверх стоимости билета, аналогичные неустойке, выплачиваемой пассажирами при расторжении договора воздушной перевозки.
В своем запросе Гибатдинов указал, что в Воздушном кодексе нет понятия “сверхбронирование”, соответственно нет за эту “технологическую уловку” и ответственности. Статья 120 Воздушного кодекса устанавливает только штраф за просрочку доставки пассажира или багажа в размере 100 рублей за каждый час, но не более 50% от провозной платы.
Председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов считает, что предложение сенатора о запрете овербукинга вряд ли одобрят, потому что это поставит под угрозу огромное количество пассажиров, которые не смогут вылететь в случае неисправности самолета и замены его на борт меньшей вместимости. Ведь помимо коммерческого овербукинга, есть технический, и речь именно о нем. Блокировка же продажи дополнительных авиабилетов в рамках коммерческого овербукинга неизбежно приведет к кратному росту цен. В объединении полагают, что решить проблему могла бы достойная компенсация, которая выплачивалась бы самим пассажирам.
“Если будет компенсация, пассажиры не так остро будут воспринимать отказ авиакомпаний, ведь они все равно смогут вылететь, спустя несколько часов, и получить за это, к примеру, 15-20 тыс. рублей. Кроме того, важно установить перечень категорий граждан, в отношении которых овербукинг допускать нельзя. Это многодетные семьи, люди с инвалидностью, пожилого возраста, детские организованные группы”, – отметил он.
Овербукинг – стандартная международная практика, ведь порядка 15% мест в самолете обычно не заняты, рассказал вице-президент Российского союза туриндустрии Дмитрий Горин.
“Законный овербукинг позволяет авиакомпаниям делать более доступными авиаперелеты. В случае же реальной перепродажи пассажирам выплачивают существенную компенсацию – в среднем от 200 до 800 евро за билет, при этом пострадавшие получают на период ожидания гостиницу, питание и последующий перелет”, – отметил эксперт.
Горин предлагает закрепить понятие овербукинга законодательно и утвердить компенсационный механизм. Запрет же этого явления будет способствовать дальнейшему росту тарифов, уверен он.
В Минтрансе на запрос “РГ” не ответили, но месяцем ранее Роман Старовойт сказал журналистам, что легализация овербукинга в России пока не планируется.