Оценка его жизни и творчества – по сей день острая тема для научных и общественно-политических дискуссий. Для одних Колчак – “Белый рыцарь” и патриот, для других палач и англо-американский шпион.
К 150-летию со дня его рождения “Родина” дает слово и тем, и другим.
Отрывки из текстов публикуются на правах цитирования.
1916 ГОД
Елена Лакиер (1899 – после 1967) – студентка Одесской консерватории и переводчица, в эмиграции жила во Франции.
21 апреля (4 мая) 1916 г. Пятница. Теперь командует Черноморским флотом адмирал Колчак; весь флот его обожает. Про него пишут в газетах, что весь он – энергия, огонь, ртуть. В каком-то журнале появился его портрет, с двустишием следующего содержания:
- Тебя, как первую любовь,
- России сердце не забудет!
1917 ГОД
Михаил Богословский (1867-1929) – историк, профессор Московского университета.
16 (29) мая 1917 г. Вторник. Новая тревога: в Севастополе столкновение между главнокомандующим Черноморским флотом адмиралом Колчаком и Советом рабочих и солдатских депутатов. Адмирал – гордость русского флота – просит об отставке! За последнее время мелькала надежда, что Черноморский флот будет зерном, из которого вырастет дисциплина в армии. Никогда Русская земля не терзалась так, как сейчас терзается, на границе бездны и позора.
Советский агитационный плакат. 1919 год.
1918 ГОД
Ольга Сиверс (урожденная Данилова) (1867-1951) – общественный деятель, графиня, эмигрировала во Францию.
4 июля 1918 г. Когда зашел разговор о бывшем командующем Черноморским флотом, адмирале Колчаке, то я высказала предположение, что этот адмирал был популярен между матросами и что, вероятно, ему обязаны тем, что Черноморский флот держался в порядке гораздо дольше Балтийского. На это мне ответили, что я очень ошибаюсь, никакого влияния на матросов Колчак не имел, в особенности после революции. Я на это возразила, что, конечно, о Колчаке судить не могу, но думаю, что в революционный период одни мерзавцы, потакающие низменным, жестоким инстинктам озверелых людей, могут иметь влияние, и только самое пагубное.
Иосиф Ильин (1885-1981) – полковник, участник Первой мировой и Гражданской войн, мемуарист, отец известной писательницы реэмигрантки Натальи Ильиной, в эмиграции жил в Маньчжурии и Швейцарии.
21 октября 1918 г. Омск. Адмирал Колчак живет на Фабричной улице, N 6. Не было еще 9 часов, когда я пошел. Застал Колчака и явился ему. Он на меня произвел неотразимое впечатление. Видно, что это в полном смысле рыцарь. Он сразу же дал мне поручение. После этого Колчак отправился на совещание. Я спросил его, будет ли он военно-морским министром, но он сказал, что согласия своего еще не дал.
Говорит Колчак отрывисто, коротко, в его лице столько благородства и мужества. На этого человека можно положиться. Пошел от него окрыленный и уверенный, что все будет хорошо.
Алексей Будберг (1869-1945) – генерал-лейтенант, управляющий военным министерством в правительстве А.В. Колчака.
2 ноября 1918 г. Из Омска сообщают из агентурных источников, что прибывший туда Колчак при помощи офицерских организаций устроил там какой-то переворот, сместил всех министров и объявил себя диктатором. Если это верно, то из того, что он показал здесь, очевидно, что это будет очень скверный диктатор – для диктатуры одной импульсивности и вспыльчивой решительности очень недостаточно.
20 ноября 1918 г. Агентура из Омска сообщает, что переворот был произведен правыми военными организациями и что правительство согласилось признать совершившийся факт, из боязни кровопролития. Директория арестована; Колчак произведен правительством в адмиралы (смешно и неудачно) и назначен Верховным Главнокомандующим.
Местные защитники адмирала кричат, что имя его известно всей России и способно всех объединить; опять аберрация при употреблении выражения “вся Россия”, очень любимого, но совершенно неверного; вся Россия знала только Царя; отдельных же лиц знала интеллигенция, читающая газеты публика и только. Во время войны кричали, что вся Россия знает Брусилова, Корнилова и пр., но это было не верно, т. к. половина солдат не знала, кто они такие, и Корнилов сделался общеизвестен только после своего выступления, да и то как какой-то страшный жупел реакции и отнятия у товарищей всех их вольностей.
Адмирал Колчак. 1916 год. Фото: РИА Новости
Для той России, которую надо привлечь на свою сторону и без которой нельзя восстановить всю Россию, имя адмирала Колчака такой же пустой звук, как и сотни иных более громких имен.
Очень печально слияние в одном лице Верховной власти и Верховного Командования; одно гипертрофируется в ущерб другому или на оба не хватит мозгов, нервов и энергии; ведь все равно быть Верховным Главнокомандующим в настоящем значении этого слова Колчак не может, и получится, что тот, кого он изберет начальником штаба, будет безответственным распорядителем.
Верховный правитель России в штабе Сибирской армии. В первом ряду: генерал Радола Гайда (первый слева), адмирал Александр Колчак (второй слева). Екатеринбург. Февраль 1919 года. Фото: РИА Новости
Иосиф Ильин
18 декабря 1918 г. Омск. Среда. Становится страшно. Страшно за Колчака. Он окружен бог знает кем. Сукины, Гинсы, Михайловы – все главным образом заняты собой, своими делами и своими рецептами спасения. Ни у кого нет главного: жертвенности и чувства долга. Это только у одного Колчака, но что он может сделать?..
Николай Устрялов (1890-1937) – философ, общественно-политический деятель, идеолог “сменовеховства” и национал-большевизма.
24-26 декабря 1918 г. Пермь. Светлый Праздник. Был на улицах, в университете. Везде радуются. Освобождение, большевиков нет, все окончательно изгнаны, налаживается жизнь. Нужно время, конечно, но, судя по всему, – наладится!.. В университете жадно обсуждают будущее: что-то там в Омске!.. По улицам расклеено объявление начальника дивизии, взявшей Пермь: “24 декабря город Пермь взят войсками Всероссийского Верховного Правителя Адмирала Колчака”. По улицам мелькают офицеры в погонах!!! Движение, возбуждение праздника.
Гидрограф Александр Колчак берет пробу воды. 1901 год.
Пермь сейчас – счастливейший из городов русских, и теперь уже не придет в голову завидовать К. в его саратовском бытии. Сразу освободились и материально, и, главное, духовно. Вот узнаем, что такое “сибирское правительство” и Колчак, – пока лишь смутно знали о них. Судя по ненависти большевиков к “сибирскому царю Калчаку”, он значительно более опасный противник, нежели добрые Авксентьевы да болтуны Черновы. Вчера по городу было расклеено воззвание с истерическими выкриками против него, но вместе со злобой в каждой строчке этого воззвания чувствовалась боязнь… о, какая боязнь!
1919 ГОД
Иосиф Ильин
6 января 1919 г. Колчак слишком конституционен, он не хочет быть даже в важнейших решениях единоличным, он не хочет проявлять власть, которой облечен и которая принадлежит ему, чтобы не казаться самому себе узурпатором. И вот выходит, что вместо того, чтобы заставить всю эту интригующую свору просто бояться и выполнять приказания, он с ними советуется и их слушает, полагая, что это честные, разумные и государственные люди.
Колчак на фронте. 1919 год. Фото: РИА Новости
7 января. Что может сделать бедный Колчак? Та же история, пожалуй, что и с Государем Императором – и все же ничего сделать нельзя.
Владимир Короленко (1853-1921) – писатель.
24 апреля 1919 г. Большевизм укрепляется. Теперь это в военном отношении самая сильная партия, и России, очевидно, суждено пережить внутренний кризис под флагом большевистского правительства. Оно есть существующий факт. Теперь ему противостоит только какой-то загадочный для меня сибирский Колчак, бывший адмирал, противостоящий Красной Армии на Восточном фронте. Что за фигура эта бывший адмирал, что противопоставляет он заманчивым для масс лозунгам большевизма – я не знаю. Знаю пока, что он расстрелял несколько меньшевиков, в том числе бывшего нашего сотрудника по “Русскому Богатству” – Майского .
Похороны жертв расстрела колчаковцами. Омск. 1919 год.
Николай Устрялов
21 июля. Омск. 8 ч. вечера. “Диктатор”… Я всматривался в него вчера, вслушивался в каждое его слово… Трезвый, нервный ум, чуткий, усложненный. Благородство, величайшая простота, отсутствие всякой позы, фразы, аффектированности. Думается, нет в нем тех отрицательных для обыкновенного человека, но простительных для гения свойств, которыми был богат Наполеон. Видимо, лозунг “цель оправдывает средства” ему слишком чужд, органически неприемлем, хотя умом, быть может, он и сознает все его значение. В этом отношении величайший человек современности (тоже к гордости нашей русской) Ленин является ему живым и разительным контрастом.
Говоря о том, что союзники не хотят помочь России стать снова великой, он прибавил вчера: “Это мое мнение… Но ведь иногда приходится руководствоваться не внутренними убеждениями, а интересами государства… Политика в смысле попыток привлечения помощи союзников будет продолжаться…” Чувствовалось, что он лично считал бы нужным более независимый, самостоятельный тон в разговорах с союзниками. Но… он поддается доводам советников. То же в вопросе с Семеновым. “Разве я держал бы себя так во всей этой истории с Семеновым?”…
Николай II с офицерами Балтийского флота. Пятый слева стоит Александр Колчак. Крейсер “Россия”, 1915 год.
Что это? Излишняя искренность “абсолютно честного человека”? Недостаточная напряженность воли? Ни того, ни другого свойства не было у Наполеона, нет у Ленина. Дай бог, чтобы оба эти свойства не помешали их обладателю стать “историческим человеком”. А может быть, я ошибаюсь… Но не скрою – не столь историческим величием, сколько дыханием исключительной нравственной чистоты веяло от слов Верховного Правителя и всей его личности. Конечно, трудно судить современникам. Исторических людей создают не только их собственные характеры, но и окружающие обстоятельства.
Но я боюсь – слишком честен, слишком тонок, слишком “хрупок” адмирал Колчак для “героя” истории.
Филипп Голиков (1900-1980) – советский военачальник, участник Гражданской и Великой Отечественной войн, маршал СССР.
Плакат Гражданской войны. Фото: ТАСС
27 июня 1919 г. Прислужники Колчака говорят, что мы, красные солдаты, несем стране порабощение. Но мы заявляем: возврата к старому быть не может.
Хозяином земли русской, по мнению белых, должно быть только Учредительное собрание. “Каждый день несет победу нам, – утверждают они, – и поражение вам – красным”.
Для обмана темного, малосознательного люда сочинены эти лживые строки. Ибо кто не знает, что уже давно Сибирь охвачена пламенем народного восстания против власти помещиков и генералов.
23 августа. Село Тугулым. Душу вкладываю в свои слова, объясняю про Гражданскую войну, про колчаковщину. Мужики согласно кивают головами. Что такое Колчак, они знают, испытали на собственном горбу. Но и к Советам еще относятся с опаской, помнят ошибки, допускавшиеся на местах в восемнадцатом году.
От нас, от нашего поведения зависит, пойдет ли за Советами крестьянская сермяжная Сибирь.
26 августа. Хочется написать о Елизавете Петровне Ковригиной.
Сама рассказывала мне о расстрелах красноармейцев, которых белые захватили в июле восемнадцатого года на станции Тугулым, об огромных налогах на крестьянство, о том, как пьянствовали и развратничали офицеры. А попы в церквах прославляли Колчака и молились о ниспослании ему победы.
12 ноября. Село Плетневское. Крестьянство здесь в большинстве своем крепкое, зажиточное. Но и ему Колчак что кость в глотке. Мужики, натерпевшиеся от белогвардейцев, встречают Красную Армию приветливо, с хлебом и солью. Кормят-поят нашего брата от души, ничего не жалеют.
Пермь. Спасо-Преображенский кафедральный собор. Молебен в честь армии Колчака. 1918 год.
Иосиф Ильин
3 декабря 1919 г. Дитерихс заговорил проникновенным тихим голосом о том, что он уезжает от этого безобразия, что Колчак прохвост и хлыщ, что с ним ничего нельзя делать, а что если Россия и будет спасена, то лишь Михаилом, тут он несколько помолчал и добавил: “Я составляю список всех тех, кто будет участвовать в спасении, – включу и вас, полковник”.
Мемориальная доска на вокзале Иркутска.
Было что-то совершенно ненормальное во всем этом, а между тем передо мной сидел Дитерихс, в этом не было никакого сомнения.
“Сейчас я, вероятно, проеду в Верхнеудинск и там, может быть, буду формировать новые части – деньги мне отпущены, а если не удастся, уйду в сопки…”
Дитерихс встал и протянул мне руку. Не знаю, что и думать, но ясно одно – что Колчака так бранить подло, и если Дитерихс и сумасшедший, то гаденький сумасшедший. А главное, Колчак снабдил его и деньгами, и дал возможность ехать куда угодно.
1920 ГОД
Никита Окунев (1868-1936) – московский служащий, мемуарист.
9 марта 1920 г. Занят красными войсками Иркутск, и оказалось, что пред их вступлением временный революционный комитет расстрелял Колчака. Бедный Колчак! Так и не удалось ему быть русским Наполеоном, да и видно теперь, что Наполеоны могли быть только в наполеоновские времена. Вечная ему память!
- 1. Иван Иванович Сукин (1890-1958) – управляющий делами министерства иностранных дел.
- 2. Георгий Константинович Гинс (1887-1971) – философ, социолог, министр и главноуправляющий делами Верховного правителя и Совета министров в Омске.
- 3. Иван Адрианович Михайлов (1891-1946) – общественно-политический деятель и экономист. В 1918-1919 гг. – министр финансов правительств в Сибири. За свое существенное влияние на государственную политику, проводимую от имени Верховного правителя России адмирала А.В. Колчака, получил прозвища Серый кардинал Омского правительства и Ванька-Каин.
- 4. Авксентьев Николай Дмитриевич (1878-1943) – общественно-политический деятель, революционер, руководитель партии эсеров. В сентябре 1918 г. был избран председателем Государственного совещания в Уфе и возглавил созданное на нем Временное Всероссийское правительство (“Уфимскую Директорию”), объединившее разрозненные антибольшевистские правительства России. В Омске в ночь на 18 ноября 1918 г. был арестован вместе с А.А. Аргуновым, В.М. Зензиновым и Е.Ф. Роговским и 20 ноября принудительно выслан за границу.
- 5. В. Майский – псевдоним И.М. Ляховецкого (1884-1975), сотрудник “Русского Богатства”, не был расстрелян А.В. Колчаком. В 1918 г. В. Майский – министр труда в правительстве Самарского Комуча. С 1921 г. он член ВКП (б).
- 6. Многочисленные конфликты, связанные с грабежами поездов и сепаратизмом семеновцев.
- 7. Дитерихс (Дидерихс) Михаил Константинович (1874-1937) – генерал-лейтенант, участник Русско-японской и Первой мировой войн. Один из руководителей Белого движения на востоке России. С января 1919 г. – начальник штаба русских войск Западного фронта; в июне-ноябре – главнокомандующий армиями Восточного фронта; одновременно в июле – командующий Сибирской армией, а в августе-октябре – начальник штаба Верховного главнокомандующего и военный министр правительства А.В. Колчака. Правитель Приамурского земского края, “воевода Земской рати” (1922). Эмигрировал в Китай.
- 8. Ныне Улан-Удэ.