Карл Фаберже считал одной из важнейших целей своей работы демонстрацию красоты и декоративных возможностей нетрадиционных ювелирных материалов. В числе материалов, которые использовал мастер, были дерево, сталь, рог, а также акулья (шагреневая) кожа.
В телеграм-канале музея Фаберже показали один из экспонатов, сделанных из шагрени – изящный золотой портсигар конца XIX века, созданный главным мастером фирмы Михаилом Перхиным.
В Европе шагрень из акульих рыб получила название “галюша”. Изделия из нее были эластичными, очень долговечными и очень красивыми. Часто их выдавали за кожу змеи или ящерицы.
Шагреневая кожа имеет прочную зернистую фактуру. Она не способна усохнуть или сжаться. Именно поэтому известный французский писатель Оноре де Бальзак допустил в своем романе “Шагреневая кожа” ошибку. По сюжету шагреневая кожа исполняла желания молодого человека по имени Рафаэль, но при каждом желании она уменьшалась в размерах, укорачивалась и жизнь Рафаэля. После выхода романа появился фразеологизм “сжиматься, как шагреневая кожа”.