Столичные власти утвердили Адресную инвестиционную программу (АИП), то есть строительный бюджет города на 2025-2027 годы. Этот документ содержит перечень запланированных к строительству и реконструкции объектов, финансируемых из городской казны, перечень и содержание различных градостроительных программ.
Цена вопроса
В октябре правительство Москвы одобрило проект закона о бюджете города на 2025 год и плановый период до конца 2027-го, а также дало прогноз по ключевым показателям социально-экономического развития в течение трех лет. В следующем году город намерен потратить на реализацию государственных программ 90% расходной части бюджета, или почти 5,014 трлн рублей, за три года — почти 15,23 трлн рублей.
В составе бюджета была утверждена и Адресная инвестиционная программа, определяющая, какие объекты будут построены за счет бюджета города. Надо отметить, что АИП сохраняет преемственность и приоритеты инвестиционной политики Москвы, определенные еще в 2011 году, — развитие транспортной и социальной инфраструктур, а также строительство в рамках реновации жилого фонда.
Всего с 2025-го по 2027 год планируется построить и ввести в эксплуатацию около 940 различных городских объектов. А финансирование АИП на все три года запланировано в объеме 3,29 трлн рублей, в том числе: в 2025 году — 1 095,1 млрд рублей; в 2026-м — 1 119,6 млрд рублей и в 2027-м — 1 077,1 млрд рублей.
Дороги
Развитие транспортной инфраструктуры является крупнейшим разделом АИП как по объему затрачиваемых средств, так и по ожидаемым результатам: в ближайшие три года планируется ввести 259 км дорог, 45 тоннелей, мостов и эстакад, а также 48 внеуличных пешеходных переходов.
За этот период предполагается завершить соединение южного участка Московского скоростного диаметра и автомобильной дороги «Солнцево—Бутово—Варшавское шоссе», открыть движение по мостам через Москву-реку в створах Берегового проезда и улицы Мясищева, реконструировать Симоновскую набережную и территорию вдоль Москвы-реки от парка «Фили» до театра «Мастерская Петра Фоменко», а также ввести в эксплуатацию ряд других объектов.
Метро
Российская столица — безусловный лидер по строительству метро в стране, входит по этому показателю также и в топ мировых мегаполисов. С 2011 года в городе уже построили и реконструировали 250 км линий, 119 станций, четыре дополнительных вестибюля, 12 электродепо метро и Московского центрального кольца. А в 2025-2027 годах ожидается сооружение еще 28,4 км линий, 12 станций и двух электродепо. В частности, получит продолжение Троицкая линия (четыре станции участка «ЗИЛ»—«Новаторская»), начнется возведение станций «Гольяново» Арбатско-Покровской линии и «Южный порт» Люблинско-Дмитровской. После почти тридцатилетнего перерыва предполагается возобновить строительство станции «Достоевская» (бывшая «Суворовская») Кольцевой линии.
Кроме того, на карте Москвы появится несколько новых радиальных линий подземки: помимо Рублево-Архангельской (восемь станций на участке «Шелепиха»—«Ильинская») будет также развернуто строительство Бирюлевской линии.
Здравоохранение
Продолжается масштабная программа модернизации всей системы столичного здравоохранения. Помимо осуществления кадровых и управленческих преобразований, власти активно занимаются реконструкцией старых и строительством новых поликлиник, возведением инновационных центров здоровья, закупкой современного медицинского оборудования. «Расходы на развитие здравоохранения увеличатся на 8% — из бюджета города будет выделено 1,1 трлн рублей с учетом ОМС. На укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения в ближайшие три года планируется направить 141,1 млрд рублей», — уточнил мэр Москвы Сергей Собянин.
Всего в 2025-2027 годах за счет бюджетных средств в Москве планируется возвести 31 объект здравоохранения. Так, в следующем году завершится реконструкция столичных поликлиник, будут достроены новые корпуса онкологической больницы №62 на территории «Сколково» и многопрофильный комплекс детской больницы святого Владимира. Параллельно начнется строительство новых объектов: стационарных комплексов НИИ скорой помощи имени Н. В. Склифосовского, городской клинической больницы имени В. П. Демихова, многопрофильного корпуса детской больницы имени Н. Ф. Филатова, а также геронтопсихиатрического центра на территории центра реабилитации инвалидов «Красная Пахра».
Спорт
Однако возведение новых поликлиник и больничных корпусов — не единственная забота столичной власти о здоровье горожан. Едва ли не обязательным атрибутом жизни миллионов москвичей стали активные занятия физкультурой и спортом. Жизнь показала, что все это требует наличия в шаговой доступности соответствующей инфраструктуры, поэтому в ближайшие три года в Москве планируется построить свыше 30 необходимых объектов, в числе которых как физкультурно-оздоровительные комплексы районного масштаба, так и уникальные сооружения мирового уровня, например, трамплин К-75 (К-72) с инфраструктурой, спортивный дворец и стрелковый клуб на территории олимпийского комплекса «Лужники», Центральный московский ипподром и ряд других.
Образование
Не менее масштабны и планы столичной администрации по развитию системы образования. Помимо традиционного строительства детских садов и школ, значительную часть которых возводят теперь инвесторы в рамках проектов комплексного развития, увеличилось количество проектов непосредственно для среднего специального образования.
Известно, что власти города намерены построить колледж в районе Нагатино-Садовники на 7 740 учащихся. Его площадь составит 50,8 тыс. кв. метров, а готовить здесь будут специалистов по инфокоммуникационным технологиям, информационной безопасности, разработке и компьютерному моделированию. Другой колледж — для обучения работников индустрии красоты, издательского дела, полиграфии, декоративно-прикладного искусства, живописи, флористики, графического и веб-дизайна — построят в Лианозове. А в районе Люблино появится специальное учебное заведение для подготовки кадров в сфере индустрии кино, туризма, общественного питания, дизайна и рекламы.
Не забыли строители и про себя: самый большой колледж в городе площадью 110 тыс. кв. метров на 16 620 учащихся появится в Коммунарке, его программы обучения ориентированы на отрасли строительства и жилищно-коммунального хозяйства, промышленности и транспорта.
Программа реновации
Одной из наиболее масштабных программ, имеющих не только градостроительное, но и социальное значение, остается программа реновации жилого фонда, а по факту — кардинального преобразования городских районов и кварталов. На ее реализацию в бюджете на предстоящие три года заложили 1,2 трлн рублей, причем власти предусмотрели возведение и жилья, и объектов социальной инфраструктуры, и благоустройство.
«Программа реновации — один из крупнейших градостроительных проектов столицы. На сегодня площадь возведенных жилых домов составляет порядка 5 млн кв. метров, и в ближайшие три года показатель удвоится. Так, за 2025-2027 годы планируется спроектировать и построить около 7 млн кв. метров. Это беспрецедентный объем, который нам нужно реализовать», — отметил заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Владимир Ефимов. Таким образом, Москва поддержит темпы ввода жилой недвижимости в России, не нарушив при этом баланса спроса на рынке. Это объясняется тем, что около 80% недвижимости, возведенной в рамках программы реновации, используется для переселения горожан из старых домов.
Промышленность
Важной особенностью градостроительной политики последних лет стал акцент на развитие промышленного, производственного и делового потенциала Москвы. Достойным и знаменательным результатом этой работы станет завершение в 2025 году строительства комплекса зданий Национального космического центра. Помимо этого, в столице продолжится строительство объектов промышленной зоны «Руднево» и других площадок особой экономической зоны «Технополис Москва», предстоит развитие территории бывшей промзоны «Южный порт», а также в планах — дальнейшая реализация проектов КРТ.