14 ноября в Москве проходит знаковое событие строительной индустрии — Национальный форум и премия «Лидеры проектирования 2024». Более 100 ведущих компаний в сфере проектирования и строительства встречаются на одной площадке с целью поиска новых партнеров и получения признания в отрасли. «Строительная газета» как информационный партнер события побеседовала с организаторами мероприятия — сооснователем компании «Гектар Групп Инжиниринг» и основателем Клуба проектировщиков «ПИР на весь мир» Павлом СЁМОЧКИНЫМ и генеральным директором Национального агентства развития территорий (НАРТ) Сергеем ЛЬВОВЫМ.
Как появился Клуб проектировщиков?
Павел Сёмочкин: Клуб проектировщиков появился в результате проведения нетворкинг-сессий, которые организовывал Telegram-канал «ПИР на весь мир». Основателем этого канала также выступаю я, это ресурс о проектировании и изысканиях в России. Мы провели три нетворкинг-сессии в формате онлайн, на каждой присутствовало от 45 до 80 участников. После таких встреч мы увидели в людях потребность продолжать дальнейшее общение. Посмотрев в тот момент на тенденции рынка, мы поняли, что в проектировании не закрыта ниша Клуба проектировщиков, и решили его создать.
Изначально клуб представлял собой сообщество главных инженеров проекта (ГИП) или тех, кто отвечает за производство проектных работ. Но спустя примерно год мы увидели, что костяк клуба стал собираться вокруг собственников и топ-менеджеров проектных компаний. В итоге на данный момент мы позиционируем себя не просто как Клуб проектировщиков, а как сообщество руководителей проектных компаний.
Ваша профессиональная деятельность изначально была связана с проектированием?
Я являюсь основателем изыскательской компании «Гектар Групп Инжиниринг», которая уже 11 лет занимается инженерными изысканиями, техническими обследованиями и лазерным сканированием. Но с проектировщиками мы всегда работаем в связке. Я увидел, что в целом у нас в стране проектирование и изыскания сильно недооценены. И я поставил для себя сверхзадачу — повысить ценность проектирования, значимость самой профессии проектировщика на строительной площадке. Повышать эту ценность можно только через публичное поле, поэтому нам нужны масштабные мероприятия, способные привлечь внимание широкой аудитории, потенциальных заказчиков и других участников всего инвестиционно-строительного цикла. Именно с такой миссией мы создаем наше сообщество и организуем премию «Лидеры проектирования». Идею мы вынашивали два года. Сейчас мы проводим первое мероприятие, но оно точно станет ежегодным и каждый раз будет увеличивать свой размах.
Сколько подано заявок на премию?
На первую премию подано более 60 заявок. Сложно судить, много это или мало, так как событие проходит впервые, но свой план-минимум мы точно выполнили. На следующий год, конечно, планируем существенно увеличить этот показатель, но и, разумеется, это значительно повысит конкуренцию.
Что участие и победа дадут номинантам?
Все номинанты получат сразу несколько бенефитов от участия в мероприятии. Первое — это новые заказы. Несмотря на то, что сфера проектирования довольно узкая, проектные компании борются за своего заказчика, за стоимость проектирования. Участие и победа в подобных премиях, несомненно, — серьезное конкурентное преимущество. Выбирая подрядчика, заказчик всегда смотрит на прошлые достижения, а если проект еще и отмечен в профильных конкурсах, — это огромный плюс. Также на самой премии будет много потенциальных заказчиков, эффективный нетворкинг. Мы принципиально хотели, чтобы проектировщиков оценивал именно заказчик.
Второй бенефит — это кадры. У нас в рамках премии даже выделена одна HR-номинация — «Работодатель года». Ни для кого не секрет, что сейчас в стране ощущается кадровый голод, и строительная сфера от него сильно страдает. Проектные компании борются не только за заказы, но и за людей. Для многих компаний именно отсутствие кадров становится ограничителем их роста: есть заказы, но не хватает тех, кто будет их исполнять. Эти две причины я считаю главными, почему стоит участвовать в премии.
Насколько важна командная работа в профессии, как эта специфика будет учитываться в награждении?
Большое значение в любом проекте играет роль лидера, ГИП, того, кто ведет производственную команду, и его заслуги невозможно недооценить. Но тем не менее, любой проект делается всегда командой. Именно поэтому номинация «Проект года» — исключительно командная, в ней не выделяются никакие персоналии, а будут отмечены именно достижения команды. Есть в премии и личные номинации, такие как «Руководитель проектной компании года», там мы уже именно руководителя отметим за его заслуги перед отраслью и своей компанией. В таких номинациях другая методология оценки.
Что помогает вам эффективно взаимодействовать с коллегами и экспертами отрасли?
Клуб собирался по принципам обмена опытом и совместного развития. Мы ищем точки соприкосновения, то, где мы, объединившись, сможем получить более масштабный результат. Участники клуба, несмотря на конкуренцию, дружно общаются, активно и часто взаимодействуют, коллаборируются. Происходят и производственные кооперации, когда кто-то кого-то берет на подряд, и эффективный обмен опытом. Я часто привожу пример: у меня есть одна идея, у тебя есть одна идея, но если мы будем сотрудничать, у каждого будет по две идеи.
Чем может помочь клуб начинающим проектировщикам? Как в него вступить?
Еще раз уточню, что наше сообщество — это именно объединение руководителей проектных компаний. Но если ты — начинающий руководитель, то, взаимодействуя с опытными коллегами, безусловно существенно повысишь шансы на успех. Например, у нас в клубе обсуждаются острые и актуальные вопросы: Как продавать проектирование? Как усилить маркетинг в проектной компании? Как нанимать людей? Как вовлекать и удерживать ГИП? Как организовать работу проектной компании? Много профессиональных вопросов и много практического опыта участников, которые давно находятся на этом рынке. Сейчас активная пора бизнес-клубов, и, заходя в них, можно встретить очень много интересных и успешных людей из разных сфер. Но редко встретишь тех, кто представляет твою нишу и может поделиться адекватным опытом. У нас клуб людей именно с нишевым релевантным опытом, и это наша главная и основная ценность. Чтобы стать участником, нужно подать заявку на сайте, мы ее рассмотрим. У нас довольно жесткий отбор — одобряем только 17% всех заявок: для нас принципиально важно, чтобы наше сообщество было сильным, поскольку именно в этом его ценность для участников. Наша основная целевая аудитория — собственники и топ-менеджеры проектных компаний, директора по проектированию девелоперов. Если вы относитесь к перечисленным категориям, то вам легко удастся стать членом клуба.
Какова история создания НАРТ и его миссия?
Сергей Львов: Агентство создано полгода назад и сейчас активно набирает обороты. Изначально его создание стало естественным продолжением деятельности по организации крупных отраслевых мероприятий, которые мы проводим уже несколько лет по всей России при участии профильных сообществ девелоперов, строителей, урбанистов, архитекторов, поставщиков и производителей строительных материалов и оборудования — мы организуем различные форумы, конференции, круглые столы по темам строительства, девелопмента, развития территорий, затрагивая вопросы, актуальные для индустрии и касающиеся перспектив ее развития. На определенном этапе было принято решение о создании НКО «Национальное агентство развития территорий», чтобы вокруг этой организации объединить компании, которые хотят продвигаться на рынке, в том числе в регионы, и имеют в числе своих приоритетов инновационные идеи и новые смыслы. Мы собираем сейчас компетенции в первую очередь компаний, занимающихся маркетингом и развитием территорий, урбанистикой, архитектурой и проектированием, для того, чтобы продвигать инициативы по развитию регионов. Одно из ключевых направлений НАРТ — развитие рынка ИЖС, поселений нового формата, нового времени, развитие городов будущего, современных подходов к градостроению, а также развитие рынка, связанного с внутренним туризмом, — строительство туристических кластеров, глэмпингов, интересных локаций в видовых местах, ориентированных на здоровый образ жизни. Акценты таких проектов — соединение с природой, а также интеграция практик и возможностей для восстановления своего психологического и эмоционального состояния, потому что я лично убежден, что это очень важно и первостепенно в современном мире.
Каковы основные задачи НАРТ в настоящий момент?
Одна из задач — наладить прочное взаимодействие с органами государственной власти, с федеральными и региональными представителями, чтобы продвигать инициативы бизнеса и совместными усилиями менять наш мир к лучшему. Сейчас мы собираем разные рабочие группы, текущий акцент — это разработка документа по развитию поселений будущего, какими мы их видим: что там должно быть, какие стандарты, какое наполнение. Итог в виде некоего манифеста или же стратегического документа собираемся представить в начале 2025 года. Он станет отправной точкой многих дальнейших действий.