Сегодня для контроля бизнеса в регионах применяют преимущественно риск-ориентированный подход, который пришел на смену проверкам. Его суть заключается в оценке возможных последствий, к которым может привести работа той или иной компании, и в их своевременном предупреждении.
Эти тезисы легли в основу федерального закона “О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации”, который приняли в 2020 году. Триггером в свое время послужила пандемия коронавируса. Именно тогда бизнес нуждался в особой поддержке со стороны государства, из-за чего на большинство контрольных мероприятий наложили вето. Постепенно на смену штрафам пришли предупреждения и предостережения, а жесткие проверки во многом заменили профилактические визиты.
Регионы эту историю подхватили и начали активно развивать. В СЗФО особенно отличились Калининградская и Ленинградская области. Янтарный край стал первым субъектом страны, где власти объединили все виды контроля в одном министерстве, создав таким образом совершенно новую систему. В дальнейшем этот опыт тиражировали на всю страну.
Ленобласть сегодня является координатором внедрения реформы контрольной и надзорной деятельности. В регионе лидируют три вида профилактических мероприятий: консультирование, выдача предостережений и профилактические визиты. Последний стал третьим по количеству, но первым по эффективности.
По словам экспертов, за почти четыре года работы новой системы удалось перевернуть представление предпринимателей о системе контроля. Так, количество проверок сократилось практически в пять раз – с 1,5 миллиона в год до 353 тысяч. А количество профвизитов, напротив, перешагнуло отметку в один миллион по итогам 2023 года.
– Изменилось лицо надзорных органов. В 2019 году было зарегистрировано 5,9 миллиона предпринимателей. То есть примерно каждый третий бизнесмен проходил через какое-то контрольное мероприятие, что стало своеобразным негативным рекордом. Сейчас ситуация диаметрально противоположная: на 350 тысяч проверок приходятся 1,2 миллиона профилактических мероприятий, – прокомментировала первый вице-президент общероссийской общественной организации “ОПОРА России” Марина Блудян.
Почему новая система пришлась по душе? Все просто – когда бизнес осознал, что можно заранее проверить условный завод на наличие недостатков и исправить их, а не ждать, пока случится трагедия, то подобные мероприятия начали специально заказывать через портал “Госуслуги”. Это своеобразный аудит за счет государства. Коммерческие организации берут за данную услуги немалые деньги.
– Это отличная возможность проверить себя и свое предприятие. Ведь те же нарушения по линии Ростехнадзора могут привести к колоссальным убыткам и полному разрыву бизнес-процессов. Достаточно вспомнить пожар на складах известного маркетплейса. В рамках профвизита компании предлагают заранее оценить риски, а затем нивелировать их по выданному чек-листу. Так предприниматель дополнительно себя страхует и вкладывает деньги не в огромные штрафы, а в устранение недостатков и повышение общей безопасности на производстве, – подчеркнул руководитель калининградского юридического бюро Антон Цепин.
Впрочем, у такого вида контроля есть свои недостатки. Первый заключается в профессионализме проверяющих. Нередко возникают случаи, когда их учат сами работники предприятия, а не наоборот. А ведь аудит подразумевает экспертную оценку.
Много нареканий вызывают сроки визитов. По подсчетам регионов СЗФО, они составляют в среднем от одного до трех часов. Что за это время можно посмотреть и оценить на конкретном заводе, сложно сказать. Экологи не смогут даже пробы подготовить за столь короткий промежуток времени. Поэтому все контролирующие органы настаивают на более четкой регламентации порядка проведения профилактических визитов и возможности продления сроков по согласованию с организациями.
Третья проблема заключается в доступе на объекты. Как подчеркнул на форуме в Калининграде заместитель руководителя Ростехнадзора Александр Демин, в 248-м федеральном законе приоритет отдается предприятиям, отнесенным к категориям чрезвычайно высокого и высокого рисков. Однако для ведомства это не представляет интерес, поскольку на таких заводах проверяющие и так бывают регулярно. А вот категории среднего и низкого уровня опасности, напротив, “проседают”, и именно туда нужно заходить контролерам без возможности отказа со стороны бизнеса.
Все эти предложения эксперты в ближайшее время направят в Минэкономразвития России, которое будет ходатайствовать о внесении изменений в законодательство. На фоне грядущей отмены моратория на проверки важно сделать систему профилактических визитов более прозрачной, понятной и эффективной для всех.
Прямая речь
Дмитрий Григоренко, руководитель аппарата правительства РФ:
– Даже при отмене моратория проверки могут проводиться только при срабатывании риск-ориентированного подхода, при получении информации, что происходит какое-то нарушение. Такие правила мы закрепили законодательно. По сути, мы ту же самую процедуру, которая действовала ранее, пролонгируем не только на следующий год, а вообще сделали ее бессрочной.
Цифра
353 тысячи проверок бизнеса провели контролирующие органы в прошлом году.