Россияне стали меньше верить «сотрудникам» Центробанка и Следственного комитета, которые просят продиктовать код из СМС-сообщения. В ответ на это аферисты начали превращаться в наделенных «специальными полномочиями» работников Росфинмониторинга. Подход сравнительно новый, но суть схемы уже известная — выманить персональные данные или деньги у доверчивых людей.
Ответ на недоверие
Запугивания граждан при помощи звонков из госструктур — довольно распространенная практика у телефонных мошенников.
«Мошенники адаптируются под происходящие изменения и учитывают привычки своей, если так можно выразиться, “целевой аудитории”, — рассказал aif.ru старший юрист адвокатского бюро «Пропозитум» Павел Григорьев. — Раньше они представлялись сотрудниками банков, а впоследствии, когда граждане к этому привыкли, все чаще стали выдавать себя за сотрудников ФСБ. И вот сейчас становятся распространенными звонки от псевдослужащих менее известного государственного органа — Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг). Так что можно говорить об изменениях во внешних формах обмана, но сущность и техническая сторона этих практик остались прежними».
Наглость зашкаливает
О сравнительно новой схеме россиян рассказала сам Росфинмониторинг, который выпустил соответствующее предупреждение на своем сайте.
Ведомство обратило внимание на участившиеся случаи мошенничества, когда злоумышленники звонят гражданам и представляются его же сотрудниками.
При этом аферисты сообщают, что денежные средства гражданина пытаются похитить мошенники, а для пресечения преступной схемы необходимо обратиться с официальным письмом в Росфинмониторинг для наделения «специальными полномочиями» конкретного «сотрудника службы».
«Для убедительности мошенники направляют собеседникам фотографии поддельных удостоверений сотрудников ведомства, — говорится в сообщении. — Поверив аферистам, граждане обращаются в Росфинмониторинг с просьбами наделись псевдосотрудника службы соответствующими полномочиями и, сообщив мошенникам о направлении такого письма, находясь под их влиянием, переводят деньги».
Страх ослепляет
Попасть на удочку может любой. В зоне риска находятся буквально все, кто имеет хотя бы один счет в банке и личный телефон. Звонки с незнакомых номеров поступают россиянам часто, а аферисты становятся все более изобретательными.
«Подобные методы относятся к массовым угрозам, но рассчитаны лишь на небольшой процент успешных звонков, — обращает внимание руководитель направления информационной безопасности iTPROTEC Кай Михайлов. — Мошенники много лет представляются сотрудниками ведомств и правоохранительных органов потому, что воздействуют на одну из основных эмоций человека — страх».
Молчание — золото
Основное правило поведения при общении с псведослужащим Росфинмониторинга, позвонившим гражданину по телефону, — сразу же прекратить разговор и заблокировать номер, с которого поступил звонок.
«Любое продолжение беседы чревато тем, что голос будет записан и впоследствии подвергнут обработке нейросетью, — уверен Григорьев. — Кроме этого, можно невзначай сообщить какие-либо важные сведения, которые впоследствии будут использованы во вред. Росфинмониторинг, да и любой другой орган власти, не инициирует официальное взаимодействие по телефону. Юридически значимые сообщения, вызовы и тому подобное оформляются документально и направляются почтой по адресу регистрации человека».
В таких случаях нужно обращаться к официальным представителям соответствующих органов и ведомств.
«Полчаса, — уверен Михайлов, — никогда не сделают ситуацию критичной, а информацию нужно проверять через несколько каналов связи».
<!—Расположение: —>