Среди задач таких фондов – создание благоприятных условий для реализации программ по школьному предпринимательству, устойчивому развитию, здоровью, спорту, креативным индустриям, IT и наукам, внедрение инноваций, а также создание новых образовательных продуктов. Например, в системе образования эндаумент создает условия для устойчивой финансовой платформы для реализации творческих, инновационных, наукоемких и технологических проектов учеников. Помимо того, важнейшая задача эндаумента – повышение доступности образовательной модели школы.
“Довольно часто средства эндаумента могут расходоваться в качестве венчурных инвестиций в предпринимательские проекты обучающихся. В этом случае члены попечительского совета образовательной организации, вкладывающие свои средства в эндаумент, могут привлекаться в качестве наставников, помогающих развитию новых предпринимателей. В современных условиях именно такое использование эндаументов очень важно в контексте решения задачи развития предпринимательства и предпринимательских навыков как у обучающихся в старших классах школ, так и у студентов вузов”, – пояснил “Российской газете” доцент кафедры стратегического и инновационного развития Финансового университета при Правительстве РФ Михаил Хачатурян.
В качестве примера он привел создание эндаумента для развития образовательной модели московской школы “Новый взгляд”. “Я надеюсь, что создание эндаумента поможет обеспечить широкий спектр новых возможностей в этом направлении. Уверен, что мы найдем поддержку среди сторонников нашей образовательной модели и вместе сможем сделать его одним из крупнейших школьных эндаументов в стране”, – подчеркнул член Наблюдательного совета школы Андрей Надин. “Целевой капитал откроет уникальные возможности для формирования нового современного поколения технологических предпринимателей, которые будут смогут двигать нашу страну по пути технологического прорыва и прогресса, запускать инновации, создавать новые индустрии- все то, что будет способствовать росту ВВП страны в конечном итоге”, – отметила директор эндаумент-фонда “Филантроп” Людмила Пантелеева.
Сам по себе эндаумент фонд при образовательной организации вещь не новая как в России, так и в мире. Впервые подобный фонд появился в Оксфордском университете в 1502 году. В России впервые аналог эндаумент фонда появился в 1803 году, когда купец Павел Демидов основал училище высших наук в Ярославле и передал ему свои имения и 100 тысяч рублей при условии, что училище сможет воспользоваться только процентами от данной суммы. В советское время практика эндаумент фондов отсутствовала, а возвращение эндаумента в российскую систему образования состоялось в 2007 году с принятием закона о целевых капиталах. Собственно суть эндаумент фонда заключается в том, что попечители учебного заведения создают специальный фонд, в который каждый из них вносит определенную сумму. По мере наполнения, средства фонда передаются в доверительное управление финансовой компании, а процентный доход направляется на нужды учебного заведения. Чаще всего из средств эндаумента выплачиваются именные стипендии наиболее отличившимся студентам, осуществляется грантовая поддержка исследований и так далее.
“Через системную работу с выпускниками и небольшими пожертвованиями возможно создать накопительный эффект, который проявится в будущем. Доходы, пусть и небольшие, могут поддерживать проекты, эксперименты, предпринимательские пробы учеников и учителей, академическую мобильность, приглашение экспертов. Кроме того, эндаумент – это источник общественного финансирования, и подразумевает участие заинтересованных сторон в его управлении. Такое участие может реализовываться через советы, комитеты и конкурсные комиссии. Таким образом, объединяются все школьные поколения и вовлеченные стороны. По экспертным оценкам, благотворительные пожертвования от выпускников, членов их семей и связанных с ними организаций, в том числе в эндаумент, увеличатся в ближайшие 5-7 лет”, – отмечает руководитель направления социальных инвестиций и филантропии
Центра устойчивого развития Школы управления “Сколково” Вероника Мисютина.
“Наличие у образовательной организации такого фонда является дополнительным источником финансирования, обеспечивающим решение многих задач, на реализацию которых достаточно сложно получить финансирование из государственной казны или из спонсорских пожертвований. Важным моментом, обеспечивающим важность и значимость эндаументов для образовательных учреждений, является поддержания связи выдающихся выпускников, предпринимателей, выдающихся людей с образовательной средой, обеспечение им возможности не только помогать школе или вузу материально, но и передавать свой опыт новым поколениям студентов, помогать и поддерживать развитие учебных заведений и выдающихся учеников и исследователей, представляющих учебное заведение”, – рассказал Михаил Хачатурян.