6 ноября, буквально через несколько дней после того, как стал понятно, что Дональд Трамп победил на выборах, сенатор Марко Рубио выступал на телеканале Today. Видный республиканец, которого издание The Hill прочило на пост госсекретаря США, в прямом эфире заявил: конфликт на Украине зашел в тупик, его надо остановить.
«То, что мы здесь финансируем, — это патовая война, и она должна быть остановлена. Нужно руководствоваться здравым смыслом. Украине понадобится 100 лет, чтобы восстановить страну», — сказал он.
Спустя неделю о решении Трампа сделать Рубио госсекретарем сообщают и другие СМИ. New York Times пишет, что сенатор «будет отстаивать идею Трампа о давлении на Украину» для урегулирования конфликта с РФ. Также он за то, чтобы не принимать Украину в НАТО. Еще его называют одним из вернейших Трампу республиканцев. И все это удивительно для человека, который в 2016 году не только называл Трампа мошенником, но и требовал принятия Грузии в НАТО и жесткого противодействия России на всех возможных фронтах.
Кто такой Рубио, почему с ним произошли такие удивительные метаморфозы и какой будет его политика в отношении России, разбирался aif.ru.
Из противника Трампа в сторонника
На политическом горизонте российских любителей американской политики Рубио впервые появился в 2015 году — когда он объявил о выдвижении своей кандидатуры на пост президента США.
В самих Штатах Рубио, конечно, был известен гораздо раньше. Выходец из семьи кубинских мигрантов, которые переехали в США до революции на острове, будущий сенатор избрал политическую карьеру еще на стадии университета. В 1993 году он стал бакалавром политологии в университете Флориды, а уже в 1998-м был избран членом городского правления Западного Майями. В 2000-м Рубио стал членом палаты представителей Флориды. В 2010-м он вышел на федеральный уровень — избрался в Конгресс, став сенатором от Флориды.
Через пять лет Рубио попытался сделать последний рывок к американскому политическому Олимпу — выставил свою кандидатуру на выборы президента США. Американские эксперты описывали его как республиканский вариант Обамы — молодой (38 лет), представляющий нацменьшинства, хороший оратор. Его шансы котировали довольно высоко, учитывая, что он представлял все разрастающуюся в США группу избирателей-латиноамериканцев. Но, как и всех остальных, на выборах его буквально переехал нынешний босс — Дональд Трамп.
Отношения между двумя политиками тогда, казалось, сразу не заладились. Рубио называл Трампа мошенником, говорил, что не станет «частью его шоу уродов» в случае, если миллиардер выиграет выборы. Во время дебатов сенатор набросился на своего будущего шефа, заявляя, что именно из-за него простые трудяги теряют рабочие места в США. Ведь миллиардеры выводят заводы из США в Китай!
«Моя мама была горничной в отеле. И вместо того, чтобы нанять такую американку, как она, вы пригласили более 1000 человек со всего мира», — заявил Рубио Трампу. Смелые обвинения в адрес человека, который пообещал построить на границе с Мексикой стену и депортировать всех нелегалов.
Агрессивная риторика Рубио не помогла. Трамп легко обошел его в гонке. И тут с Рубио произошли удивительные перемены. Он внезапно забыл обо всех своих заявлениях, об обещании «не участвовать в цирке уродов». Сенатор выступил в стиле «с детства за Дональда» и поддержал его кандидатуру на выборах.
Трамп, приняв на вид тесные связи Рубио с латиноамериканской диаспорой в США, сделал его своим главным советником по латиноамериканским делам. Именно сенатор пролоббировал новые санкции против Венесуэлы, а также жесткую политику Трампа против других латиноамериканских стран с левыми правительствами.
Рубио был жестким критиком России
Историю взаимоотношений сенатора с нашей страной хорошей никак не назовешь. Еще в 2012 году он называл русских «тоталитарной нацией». Комментируя начало российской операции в Сирии, он обозвал президента России «гангстером», который понимает «только язык силы». А в 2017 году был одним из авторов законопроекта, который заблокировал возможное смягчение санкций против России. Еще Рубио предлагал переименовать в честь российских оппозиционеров улицу, на которой в Вашингтоне находится российское посольство.
Такая риторика резко контрастирует с тем, что Рубио говорит сейчас, хотя надо отметить, что теперь он вообще почти ничего не говорит о России — только о том, что нужно как можно скорее завершить украинский конфликт.
Так в чем же причина?
Скорее всего, дело не в том, что у Рубио как-то сильно поменялись взгляды. Просто нынешнее положение дел таково, что в республиканской партии сейчас невозможно сделать карьеру, не пользуясь поддержкой лидера партии — Дональда Трампа.
После победы в 2016 году на выборах, где Трамп боролся не только с демократами, но и с партийным республиканским истеблишментом, он начал постепенно захватывать влияние в партии. Сейчас, в 2024 году, этот процесс практически завершен. Республиканцы — это партия Трампа, где его голос имеет решающее значение.
Все влиятельные игроки, которые против него выступали, либо отстранены от принятия каких-либо решений, либо завершили карьеру. Показательна история дочери вице-президента США Дика Чейни Лиз, которая открыто выступила против Трампа на выборах в Конгресс. Она позиционировала себя как независимый политик-республиканец — и потерпела унизительное поражение от менее известного, но зато поддержанного Трампом республиканца. После этой показательной порки даже самые ярые враги Трампа в партии предпочли оставить критику в его адрес.
В то же время первый президентский срок Трамп считает неудачным. Ему мало чего удалось сделать во многом из-за того, что его инициативы торпедировали партийные бонзы, назначенные им на высокие должности в администрации в результате кулуарных сделок. Теперь в сделках нужды нет — влияние Трампа абсолютно. Поэтому сейчас он и его ближайшее окружение хотят назначать на посты только лояльных людей. Показательным в этом плане является отказ Трампа назначить на пост госсекретаря Майка Помпео, который занимал этот пост в первый срок. Помпео фактически открыто оспорил идею бывшего босса о быстром завершении конфликта на Украине. Он предлагал выставить России ультиматум. А если Москва не согласится, ввести против нее санкции и «дать Киеву все, что можно». Это прямо противоречило тому, о чем говорил Трамп. В итоге избранный президент открыто объявил, что пост Помпео не даст — и это стало прозрачным намеком для всех.
Поэтому Рубио на словах демонстрирует полную лояльность боссу — ни в чем не перечит, строго повторяет его мысли. Видимо, именно лояльность будет основным критерием для отбора кандидатов на посты в администрации Трампа.
Но и тут есть нюанс.
Рубио явно не оставил президентских амбиций
Важная должность госсекретаря — очередной шаг в вожделенному президентскому креслу. Тем более, что второй срок Трампа по американской конституции должен стать последним. И в 2028 году в выборах он участвовать уже не может.
Однако Рубио — не единственный кандидат в преемники Трампа. Гораздо более сильными сейчас видятся позиции вице-президента Трампа Джей Ди Вэнса. Вэнс тоже начинал с неприятия Трампа, а сейчас он является его преданным сторонником. И что важно, в его случае это, скорее всего, не рисовка.
Выходец из самых низов, представляющий депрессивный штат Огайо, Вэнс давно говорил о том, что США сейчас не нужны внешнеполитические авантюры. Тут он полностью сходится с Трампом во взглядах. У Вэнса очень тяжелые отношения с американскими элитами. И на сторону Трампа он перешел в самый тяжелый для миллиардера момент — после поражения на выборах 2020 года и событий штурма Капитолия, когда Трампу угрожали тюремными сроками за попытку переворота. Рассказывают, что в этот момент, когда от Трампа отвернулись очень многие (заметим, Рубио тогда больше отмалчивался, ожидая, чем кончится дело), Вэнс лично приехал к нему в резиденцию и просил прощения за былую критику. Трамп жест оценил. Он сначала помог Вэнсу стать сенатором, а потом личным решением выбрал на пост вице-президента — при том, что аналитики считали это худшим из возможных вариантов.
Теперь Вэнса видят естественным преемником Трампа в 2028 году. За него крыло «трампистов». С Рубио же связывают свои надежды республиканские «ястребы», которые все больше теряют влияние в Белом доме. И шансы Рубио во многом зависят от того, как он покажет себя на посту госсекретаря.
Ну а если он чем-то Трампу не понравится, то за его спиной — толпа кандидатов на высокие должности, отмечает политолог-американист Малек Дудаков. Например, ближайшие советники Трампа — Ричард Гренелл и Элбридж Колби. «Вероятно, они займут официальные позиции попозже — когда первые назначенцы Трампа наломают дров и будут отправлены в отставку через год-два», — резюмирует Дудаков.
Что Трамп говорил про украинский кризис
Что Трамп говорил про украинский кризис
<!–Расположение: –>