Поэт, прозаик, переводчик Георгий Владимирович Иванов родился 10 ноября (29 октября по старому стилю) 1894 года в имении Пуке-Барще Сядской волости Тельшевского уезда Ковенской губернии (сегодня это территория Литвы) в семье потомственного военного, ветерана Русско-турецкой войны Владимира Иванова.
Детские годы будущего поэта прошли в имениях Пуке-Барще и Студенках Минской губернии. В 1905 году Георгий Владимирович был зачислен в Ярославский кадетский корпус. В январе 1907 года, по просьбе отца, перевелся во 2-й кадетский корпус в Санкт-Петербурге. Иванов был слаб здоровьем, к тому же строгая военная дисциплина была явно не для него, поэтому спустя четыре года юноша покинул учебное заведение. С этого момента он полностью посвятил себя литературной деятельности. Хотя самые первые его пробы пера увидели свет еще в корпусных журналах «Кадет-михайловец» и «Ученик».
Георгий Иванов. 1914 г. Фото: wikipedia.org
В 1910-м, в петербургском еженедельнике «Все новости литературы, искусства, театра, техники и промышленности», были напечатаны два стихотворения Иванова — «Осенний брат» («Он — инок. Он — Божий») и «Икар». Предположительно, в этот же период начинающий поэт познакомился с Александром Блоком, ставшим его «духовным отцом». Но Блок был не единственным, на кого равнялся Иванов. Поэт находил вдохновение в творчестве Константина Бальмонта, Михаила Кузмина, Вячеслава Иванова, Тютчева, Пушкина. Еще одним наставником Георгия Владимировича стал Игорь Северянин.
В декабре 1911 года (на титульном листе значился уже 1912-й) у Георгия Иванова вышел первый сборник стихов под названием «Отплытие на о. Цитеру». После этого события поэт получил первую, пока еще робкую известность в литературных кругах. В этот же период Иванов ненадолго примкнул к эгофутуристам, где ему было предложено взять псевдоним как раз в честь его первого стихотворного сборника и назваться «Жоржем Цитерским». Но Георгий Владимирович предпочел сохранить пусть и не звучную, но свою фамилию. Скорее всего, такое его решение было обусловлено стремлением продемонстрировать творческую независимость.
В январе 1912 года Николай Гумилев пригласил Иванова вступить в «Цех поэтов». (В дальнейшем Георгий Владимирович успел поучаствовать и во втором «Цехе», и даже возглавил третий.) С этого времени придерживающийся принципов акмеистической поэзии Иванов стал заметной фигурой литературно-художественной и артистически-богемной жизни Санкт-Петербурга. Его произведения печатали в газетах «Русская молва», «День», журналах «Аполлон», «Сатирикон», «Нива» и «Современник». Параллельно Иванов поступил вольнослушателем в Санкт-Петербургский университет.
С 1914 года он стал постоянным сотрудником журнала «Аполлон», где публиковал в основном обзорные статьи о военной поэзии. Чуть позже у Георгия Иванова в издательстве «Лукоморье» вышла книга стихов о войне под названием «Памятник славы», к которой литературное сообщество отнеслось прохладно, посчитав собранные там произведения чересчур конъюнктурными.
Участники литературной группы Гумилева. В первом ряду сидят на полу Георгий Иванов и Ирина Одоевцева. 1921 г. Фото: wikipedia.org
Октябрьскую революцию 1917 года поэт воспринимал как национальную катастрофу. Первые годы советской власти Иванов сотрудничал с издательством «Всемирная литература» и был секретарем Союза поэтов. Но уже в сентябре 1922 года на пароходе «Карбо» Иванов выехал в Германию. Почти год он провел в Берлине, затем встретился там со своей второй женой — Ириной Одоевцевой. Супруги переехали во Францию, ставшую последним приютом для поэта. Пережившая мужа больше чем на 30 лет Ирина Одоевцева в 1987 году все-таки вернулась в СССР.
Георгий Иванов активно участвовал в литературной жизни русского зарубежья. Сотрудничал со многими эмигрантскими литературными журналами («Современные записки», «Звено», «Числа», «Иллюстрированная Россия») и газетам («Последние новости», «Дни», «Сегодня»). Его поэтический сборник «Розы» был признан в среде русских эмигрантов чуть ли не лучшей книгой стихов последних десятилетий. О Георгии Иванове заговорили как о «первом поэте русской эмиграции». Но поэт писал и прозу, среди которой наиболее известны неоконченный роман «Третий Рим» и «поэма в прозе» «Распад атома».
Творчество Георгия Иванова стало вдохновением для поэтической школы эмиграции под названием «Парижская нота». В нее входили поэты Игорь Чиннов, Юрий Мандельштам, Довид Кнут, Борис Поплавский, Юрий Одарченко и многие другие. Песни на стихи Иванова «Над розовым морем…» и «Не было измены. Только тишина…» включил в свой репертуар легендарный Александр Вертинский.
<rg-embed data-id="371857" code="»>
В 1920-1930-е годы Георгий Владимирович много работал в жанре «беллетризованных мемуаров», посвященных литературной и художественной жизни Санкт-Петербурга 1910-1922 годов. В этих произведениях, по словам автора, было «75% выдумки и 25% правды». Такой формат, где размыты границы между воспоминанием и вымыслом, а реальные лица помещены в придуманные, зачастую двусмысленные ситуации, понравился далеко не всем современникам поэта. Нелестно о «беллетризованных мемуарах» Иванова высказывались и Анна Ахматова, и Марина Цветаева, и Осип Мандельштам.
В 1933 году Ирина Одоевцева получила наследство, позволившее супругам вести безбедное существование. Они поселились в фешенебельном районе Парижа, а в 1938 году приобрели виллу в Биаррице. Правда, сытая жизнь длилась недолго. В 1943 году виллу у них забрали немцы, а через год, во время авианалета, она была уничтожена.
Ирина Одоевцева и Георгий Иванов в доме престарелых в Йере. 1957 г. Фото: wikipedia.org
С 1946 года Иванов и Одоевцева жили в Париже без достаточных средств к существованию. Затем они переехали в небольшой город Монморанси, в пансионат для русских эмигрантов. Последние три с половиной года жизни Георгия Иванова прошли на юге Франции, в курортном городе Йер, на побережье Средиземного моря. С февраля 1955 года они с женой жили в пансионате для лиц без гражданства, не имеющих собственного жилья. И единственным источником их дохода были мизерные гонорары за публикации в эмигрантском ежеквартальном «Новом журнале», издававшемся в Нью-Йорке. Несмотря на тяжелое материальное положение и ухудшавшееся здоровье, в те годы Георгий Иванов создал свои лучшие лирические произведения.
«Первого поэта русской эмиграции» не стало 26 августа 1958 года. Сначала он был похоронен в общественной могиле на муниципальном кладбище города Йер. И только осенью 1963 года его останки были перезахоронены на русском кладбище Сент-Женевьев-де Буа под Парижем.