Имя советского инженера Михаила Калашникова известно во всем мире благодаря его главному изобретению – легендарному автомату Калашникова (АК-47). Простой, безотказный надежный – “калаш” вошел в список главных изобретений XX века. Автомат Калашникова находится на вооружении многих десятков стран, его изображают на знаменах и гербах. Прошло уже почти 80 лет с момента изобретения автомата, но уникальная разработка Михаила Калашникова по-прежнему остается востребованной. А начиналось все просто и, казалось, такого феноменального успеха ничто не предвещало…
Михаил Тимофеевич Калашников родился 10 ноября 1919 года в селе Курья Алтайского края в многодетной крестьянской семье. Мальчику было 11 лет, когда его отца раскулачили и отправили всю семью в спецпоселение Нижняя Моховая под Томском. Там Михаил Тимофеевич пошел в местную школу, где особое внимание уделял математике и другим точным наукам. А в свободное от учебы время он с энтузиазмом изучал устройство разных вещей, сам смастерил себе коньки из подручных средств и собрал велосипед.
Закончив семь классов, Калашников вернулся обратно на Алтай, но в родном селе найти работу не смог: сына кулака не хотели принимать ни на одно предприятие. В итоге, Михаил Тимофеевич снова переехал под Томск и устроился на работу на местную машинно-тракторную станцию. Когда ему исполнилось 18 лет, Калашников переехал в Казахстан и поступил учеником в железнодорожное депо станции Матай Туркестано-Сибирской железной дороги. Хорошо зарекомендовавшего себя юношу вскоре перевели на должность техсекретаря одного из подразделений Турксиба, где он и проработал до 1938 года. Общение с машинистами, токарями и слесарями только укрепило интерес Михаила к технике и зародило желание создавать что-то самому. Но время для претворения этого желания в жизнь еще не пришло.
Осенью 1938 года Михаил Калашников был призван в ряды Красной армии, в Киевский Особый военный округ. Получил специальность механика-водителя танка и служил в 12-й танковой дивизии в городе Стрый (Западная Украина). Во время службы Калашников сконструировал прибор учета моторесурсов двигателя танка. С этим изобретением он был направлен командующим округом генералом армии Георгием Жуковым в Москву для испытаний, а оттуда весной 1941-го в Ленинград на завод № 174 им. К. Е. Ворошилова для внедрения изобретения в серийное производство. Но организовать его помешала Великая Отечественная война.
Ее Калашников встретил командиром танка в звании старшего сержанта. В октябре 1941 года под Брянском он был тяжело ранен в плечо. Будучи в госпитале, Калашников начал делать наброски и чертежи своего образца автоматического оружия. При этом он анализировал не только содержание книг местной библиотеки и собственные впечатления о боях, но и учитывал мнения товарищей по оружию.
После пребывания в госпитале Калашников был отправлен на полгода в отпуск для реабилитации. Михаил Тимофеевич вернулся в Матай и там, с помощью специалистов депо, через три месяца создал первый опытный образец модели пистолета-пулемета. Этот образец Калашников представил начальнику Военно-инженерной академии им. Ф. Э. Дзержинского генерал-майору Анатолию Благонравову. Тот выявил недоработки конструкции, но, справедливо отметил талант начинающего инженера-конструктора и рекомендовал направить Калашникова на учебу для совершенствования навыков.
Фото: Ростех
С 1942 года Михаил Тимофеевич работал на Центральном научно-исследовательском полигоне стрелкового и минометного вооружения Главного Артиллерийского управления (ГАУ) РККА Московского военного округа. Через некоторое время свой автомат Калашников представил на суд специалистов ГАУ. Они отметили удачную конструкцию пистолета-пулемета, но на вооружение принимать не рекомендовали прежде всего по технологическим причинам. В экспертном заключении было сказано: “Пистолет-пулемет Калашникова в изготовлении сложнее и дороже, чем ППШ-41 и ППС, и требует применения дефицитных и медленных фрезерных работ. Поэтому, несмотря на многие подкупающие стороны (малый вес, малая длина, наличие одиночного огня, удачное совмещение переводчика и предохранителя, компактный шомпол и пр.), в настоящем виде своем промышленного интереса не представляет”.
В итоге, автомат Калашникова был принят на вооружение только в 1947 году. Тогда изобретение Михаила Тимофеевича победило в конкурсе на разработку автоматического оружия под промежуточный патрон 7,62×39 образца 1943 года.
В начале 1948 года Калашников был командирован на Ижевский машиностроительный завод (сегодня это ОАО “Концерн “Калашников”) для участия в создании технической документации и изготовления опытной партии автоматов для войсковых испытаний. После окончательной доработки в январе 1949 года автомат приняли на вооружение Советской армии под названием “7,62-мм автомат Калашникова образца 1947 года (АК)” или сокращенно – АК-47.
Спустя полвека Михаил Калашников предельно четко объяснил, в чем же заключается секрет успеха его изобретения: “Солдат сделал оружие для солдата. Я сам был рядовым и хорошо знаю трудности, с которыми сталкиваются в солдатской жизни… Когда дорабатывалась его конструкция, я бывал в военных частях, консультировался со специалистами. И солдаты говорили мне, что их устраивает, а что нужно доработать. Получилось простое, надежное и эффективное оружие. АК работает в любых условиях…”.
На Ижевском машиностроительном заводе Калашников проработал до 1957 года как ведущий конструктор, потом еще 10 лет – начальником конструкторского бюро. С 1979 года он стал главным конструктором стрелкового оружия.
Однако на достигнутом Калашников не остановился. Уже в процессе массового производства и эксплуатации он выявлял различные проблемы и устранял их, совершенствуя свой автомат. В результате, были созданы модификации АК-47 облегченного типа, компактные, со складывающимся прикладом, с креплением для прицела ночного видения и с подствольным гранатометом. Параллельно знаменитый конструктор занимался разработкой и других видов вооружения – пистолетов, карабинов и пулеметов. Однако со славой “калаша” им было не сравниться.
Кроме стрелкового оружия конструкторское бюро под руководством Михаила Калашникова выпускало оружие для спортсменов и охотников. Самыми известными стали охотничьи самозарядные карабины “Сайга”. Они сконструированы на базе автомата Калашникова и имеют несколько модификаций.
В 1971 году, по совокупности исследовательско-конструкторских работ и изобретений, Михаилу Калашникову присвоили ученую степень доктора технических наук. Кроме этого, легендарный инженер-конструктор, дважды Герой Социалистического Труда (1958, 1976), был удостоен множества премий. Среди них: Сталинская премия l степени (1949), Ленинская премия (1964) и Государственная премия Российской Федерации (1997). Калашников также стал кавалером трех орденов Ленина (1958, 1969, 1976), ордена Красной Звезды (1949), Трудового Красного Знамени (1957), Октябрьской Революции (1974), Дружбы народов (1982), Отечественной войны 1-й степени (1985), ордена “За заслуги перед Отечеством” II степени (1994), ордена Святого апостола Андрея Первозванного (1998), а также ордена “За военные заслуги” (2004). В 2009 году ему было присвоено звание Героя Российской Федерации (2009) – это высшая государственная награда.
Михаила Тимофеевича Калашникова не стало 23 декабря 2013 года. Похоронен создатель всемирно известного АК-47 в Пантеоне Героев Федерального военного мемориального кладбища в Мытищинском районе Московской области.