«Со следующего года в России нельзя будет производить цветные, многослойные бутылки из ПЭТ и с этикеткой ПВХ. Утилизировать такие отходы невозможно либо затруднительно. Нетрадиционные цвета применяются исключительно ради маркетинговых целей, в основном их можно увидеть на лимонадах и энергетиках. Многослойная ПЭТ-тара выглядит как прозрачная, но не перерабатывается. Ее иногда используют зарубежные производители пива и оливкового масла. Таким образом, российские производители энергетиков, лимонадов, а также зарубежные поставщики пива и оливкового масла должны будут отказаться с 2025 года от неэкологичной упаковки», — сообщил генеральный директор РЭО Денис Буцаев.
Как отмечают в РЭО, бутылки традиционных цветов под запрет не попали — это полупрозрачные голубые, например, для воды, зеленые — для минералки и лимонадов, коричневые — для пива, непрозрачные белые, как правило, — для молочной продукции. В компании добавили, что производителям также придется отказаться от дешевых этикеток ПВХ на любой упаковке, так как они затрудняют переработку тары.
Председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Александр Двойных также отмечает что иные цвета чаще используются для маркетинга, на напитках, которые покупает в основном молодежь. Российским производителям придется отказаться от неэкологичной упаковки, говорит сенатор, отмечая, что запрет не будет распространяться на продукцию, выпущенную ранее. «Минпромторгу поручено ежегодно к 1 сентября актуализировать этот перечень товаров», — рассказал Двойных «РГ».
Он также напомнил, что все производителей упаковки ждет поэтапное повышение ответственности — в 2025 году их обяжут утилизировать 55% упаковки, в 2026-м — 75%, с 2027-го — уже 100% упаковки. «Правительство предусмотрело такую же ответственность и для импортёров. Это справедливо и с точки зрения единых подходов к утилизации всей ПЭТ-упаковки, используемой на территории нашей страны, и для конкурентоспособности российского бизнеса», — добавил он.
Доцент Базовой кафедры торговой политики РЭУ им. Г.В. Плеханова Светлана Ильяшенко считает, что в наибольшей степени запрет коснется производителей безалкогольных напитков, которым придется внести изменения в производственные процессы. А ведь этой сфере и так непросто на фоне возросшей экономической и административной нагрузки (введение акцизов и обязательной маркировки), добавила она.
«Менее чем за год производителям нужно будет не только выработать запасы старой упаковки и этикеток, но и перейти на новые без существенных потерь. Например, при производстве некоторых безалкогольных газированных напитков невозможно использовать водорастворимый клей, так как образующийся на бутылке конденсат способствует тому, что такая этикетка просто отклеится и товар нельзя будет продавать покупателю. Не исключено, что производители могут пересмотреть свой ассортимент в сторону сокращения, если расходы на технологические решения будут значительными», — отмечает эксперт. По ее словам, данные изменения затронут и потребителей: с одной стороны, увеличится личный вклад каждого покупателя в экологическую повестку. Но с другой — рост расходов на производство отразится на розничной цене товара на полке в магазине, говорит Ильяшенко.
В России любые производители стараются использовать изменения в законодательстве для повышения цен, и очевидно, что и этот случай не станет исключением, считает исполнительный директор Российского экологического движения Элмурод Расулмухамедов.
«Если говорить о возможности замены упаковки на более экологичную, то с большой вероятностью в мире есть упаковки, которые позволяют, не меняя цену, сделать ее более экологичной. Тем более что в других странах такая замена упаковки к резкому росту цены не приводит. В России производители ведут себя немного по-другому, поэтому, скорее всего, будут попытки увеличить цену. Я думаю, что в данном конкретном случае минпромторгу и минэкономразвития нужно будет проверить обоснованность повышения цены», — сказал эксперт.