Минэнерго в ближайшее время проанализирует возможность снятия запрета на экспорт бензина и внесет свои предложения по данному вопросу в правительство, сообщил вице-премьер Александр Новак. В случае подтверждения признаков затоваривания на рынке эмбарго, которое длится до конца года, может быть снято, но частично — только для марки АИ-92.
«Мы получили сейчас предложение (по снятию запрета на экспорт. — РБК). Я поручил Минэнерго, чтобы они этот вопрос проработали и внесли предложение необходимое», — рассказал Новак журналистам в кулуарах Русского экономического форума (цитата по «РИА Новости»). Вице-премьер пояснил, что министерство должно выполнить поручение «в ближайшее время».
По словам Новака, «речь пока идет только о 92-м бензине». «Если у нас будут подтверждены излишки и затоваривание, безусловно, мы должны будем принять решение о том, чтобы разрешить экспорт», — добавил он. Вице-премьер пояснил, что в противном случае предприятия могут быть вынуждены снизить объемы производства.
РБК направил запрос в пресс-службу Минэнерго.
Почему ввели эмбарго на экспорт
Временный запрет на экспорт бензина изначально был введен с 1 марта по 31 августа в качестве превентивной меры на период высокого летнего спроса. При этом он не распространялся на поставки по международным соглашениям в страны ЕАЭС. Но с 20 мая по конец июня эмбарго было приостановлено. Ограничения отменили для нивелирования рисков снижения объемов переработки отдельными НПЗ, а также для освобождения портов от объема топлива, планировавшегося к экспорту. Право на экспорт получили только производители бензина, для так называемых серых экспортеров (непроизводителей) запрет сохранился. В конце июня экспорт был разрешен еще на месяц — на июль.
Если введение эмбарго привело к снижению оптовых цен на бензин, то его отмена возобновила тогда тенденцию к росту. Причем удорожание этого топлива продолжилось даже после возобновления эмбарго в августе, что объяснялось пиковым сезонным спросом, ремонтами на НПЗ и временем, которое было необходимо для насыщения рынка. Основную обеспокоенность при этом вызывал бензин АИ-95. В августе он дорожал на бирже (СПбМТСБ) до отметки 74 818 руб. за тонну — максимум этого года. Исторический же рекорд, достигнутый осенью 2023 года, составляет 76 876 руб. за тонну для бензина АИ-95.
Вместе с этим в июле Минэнерго выступило с предложением продлить запрет экспорта бензина на сентябрь—октябрь, а для непроизводителей этого топлива — до конца года, писал РБК. В министерстве объясняли, что продление меры позволит не допустить ухудшения ситуации на рынке топлива в условиях ремонтов, проводимых на нефтеперерабатывающих заводах в сентябре—октябре, и сохраняющегося повышенного спроса осенью. Но в итоге правительство продлило запрет полностью до конца года. Результат решения стал заметен уже в сентябре, когда закрепилась тенденция к снижению биржевых котировок. С условного пика начала месяца (более 62 тыс. руб. за тонну по АИ-92 и свыше 73 тыс. руб. за тонну по АИ-95) цены опустились до примерно 60 тыс. руб. за тонну по обеим маркам в настоящий момент.