Актуально
Сб. Ноя 23rd, 2024

Что мешает развивать производство БАДов в Сибири

By Admin Ноя7,2024

Впервые в нашей стране БАДы стали популярны в девяностые годы. Было много шумихи, спекуляций, скандалов. С наступлением «тучных нулевых» бум понемногу спал, рынок препаратов, связанных со здоровьем человека, стабилизировался, и БАДы заняли свою нишу, не слишком большую. Но сейчас наступает время, когда по разным причинам тема биологически активных добавок вновь становится дискуссионной. Это подтвердило заседание экспертного совета по проблемам развития краевой отрасли БАДов, прошедшее на площадке ИД «Алтапресс» в конце октября.

— В последние десять лет производство БАДов в Алтайском крае показывает положительную динамику, — отметила заместитель начальника краевого управления по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям Ирина Попова. — Причем она выражается не только в объемах производства, но и количестве организаций, которые присутствуют на рынке. Сегодня, по данным Роспотребнадзора, их 52 — рост за десять лет более чем в два раза. С одной стороны, это говорит об активной работе компаний по освоению данной ниши, с другой, мы видим, какая жесткая конкуренция складывается на рынке. В первую очередь она связана с регулированием обращения таких товаров и их маркировкой.

По данным управления, идет активная регистрация новых видов продукции. Причем не только в России, но и в Казахстане, в Армении.

— По итогам первого полугодия 2024-го на рынок выведено порядка 150 наименований биологически активных добавок, — сообщила Ирина Попова. — Компании стали практиковать достаточно новый вид деятельности — оказание контрактных услуг, приносящий хорошие деньги (до восьмидесяти процентов всех доходов). Рынок пока чувствует себя хорошо, но компании сталкиваются со все более жесткими вызовами. Конкуренция растет, а экономические условия, в которых приходится работать, вынуждают проводить очень быструю перенастройку всех бизнес-процессов.

Среди вызовов — риски, связанные с закупкой сырья и комплектующих для оборудования в условиях санкций. Финансовая нагрузка резко выросла, что не может не отражаться на конечной цене продукции. Среди других проблем — особенности маркировки этикеток.

— За последние годы добавки сильно прибавили в плане потребительского доверия, — отметил дивизионный менеджер компании «Алтайвитамины» Павел Попович. — Однако сейчас на упаковках БАДов нельзя указывать их потребительские свойства. Мы можем писать только самые общие сведения. Например, «является источником кальция». И это серьезно сдерживает продвижение продукции к потребителю. Хотя покупатели понимают, что не купят что попало. Второй риск связан с появлением большого количества новых производителей — по большому счету ноунеймов, которые не всегда насыщают рынок полноценной продукцией. Так или иначе, наша компания намерена и впредь развивать направление биологически активных добавок. В 2025 году мы намерены вывести на рынок около шестидесяти новых товаров.

Новинки готовят и другие участники рынка. Много сил и времени уходит на перерегистрацию БАДов. Тем не менее и в «Магии трав», и «Алтай силе» планируют расширять ассортимент продукции — свободных ниш на огромном российском рынке еще много.

— Согласна с коллегами: очень сложно продвигать на рынке продукцию из-за скудости и специфичности разрешенной информации на упаковках. Есть и другие трудности — например, введенный акциз на сахаросодержащие биологически активные добавки. Но где наша не пропадала — разработали несахаросодержащие продукты. Пока очень осторожно начинаем выходить на рынки Казахстана, Армении и Беларуси, хотя основной акцент делаем на внутренний рынок. Все проблемы решаемы. Идем дальше, продвигаем бренд, — не теряет оптимизма гендиректор компании «Магия трав» Наталья Земцова.

В производстве БАДов, признает Сергей Зотов из компании «Витамин продукт», нет стопроцентной честности: «Сейчас травы не фасует только ленивый, а что конкретно — вопрос». Нужна стандартизация БАДов. На этом настаивает руководитель отдела научных разработок компании «Мей Тан», доцент кафедры органической химии Алтайского госуниверситета Виталий Царев.

— Есть официальная фармакология, и ее лекарственные средства со всеми их побочными эффектами никуда не денутся. И надо признать, что только благодаря традиционной медицине в стране увеличена продолжительность жизни. Она отвечает за острые состояния, — отмечает Виталий Царев. — Но есть второе направление — профилактика, к которому относятся и БАДы. И их ни в коем случае нельзя противопоставлять лекарствам. Биологически активные добавки дополняют лекарства. Да, у БАДов нет побочных эффектов, но они могут вызывать аллергию. И я согласен с ограничениями, которые применяются к текстам на упаковках. Как выходить из этого положения? Стандартизировать сырье, писать на упаковке, сколько содержится действующего вещества в процентах от рекомендованной медиками суточной нормы. Мы проводим доклинические исследования на базе вузов. Врачи готовы взаимодействовать с производителями БАДов, но им нужно официальное подтверждение эффективности продукта. Медики боятся связываться с БАДами, поскольку невозможно предсказать, как они себя поведут. В этом году солнца много, урожай лекарственных трав удался, действующих веществ накопилось достаточно — фармакологический и терапевтический эффект будет одним, а на следующий год погодные условия окажутся хуже, и того же самого действующего вещества накопится меньше. Соответственно, эффект будет другим. Наверное, стандартизация — это первое, к чему сейчас надо прийти. Китай стал покупать нашу линейку БАДов лишь после того, как мы ввели стандартизацию. Это ведь норма для всего мира.

Управляющий компанией «Вистерра» Сергей Сафронов настаивает на том, что в продвижении БАДов нужна внятная, согласованная политика, в том числе при формировании законодательной базы.

— Почему БАДы мало распространены среди населения? Одна из причин — слабая информированность. Люди не знают, зачем их покупать. И недобросовестные производители начинают играть на этом незнании, применяя агрессивную маркетинговую политику. А профессиональное сообщество врачей стоит в сторонке. Что неудивительно — настороженность к биологически активным добавкам сформировалась еще в 1990-е годы. Было много непонятной продукции и мошенников. Тем не менее население готово потреблять БАДы. Просто граждане должны понимать: эта продукция — лекарство для здоровых людей. Чтобы они меньше болели, а продолжительность жизни выросла, — подчеркнул Сергей Сафронов.

По его словам, компания получает много предложений от индивидуальных предпринимателей и мелких компаний, у которых нет своего производства.

— Просят изготовить определенный продукт, но мы, как правило, отказываем, потому что техзадание невозможно выполнить: либо цена будет огромной, либо в продукции не окажется ничего из того, что заявлено. Нам говорят: «Ну и пусть ничего не будет». Тогда мы прощаемся, и заказчик дальше ищет лазейки, — говорит Сергей Сафронов. — Добросовестным производителям в таких условиях трудно работать. Кончится все тем, что в очередной раз требования ужесточат, и это ударит как по жуликам, так и по добросовестным компаниям. Не менее серьезная проблема — сырье. Большая его часть завозится из-за границы. В России есть дикоросы, добывать которые все сложнее и дороже. За этот год цена на некоторые виды сырья выросла в два-три раза. Стоимость продукции повышается, она становится менее доступной. Сегодня развитием сырьевой базы никто по большому счету не занимается. В Сибири и на Урале она пока достаточная, а вот в европейской части страны работают на импорте. Какого он качества, зачастую никто не знает.

Прямая речь

Сергей Корепанов, глава барнаульского фармацевтического завода «Гален»:

— В Японии и Америке порядка девяноста процентов населения употребляют БАДы, в России — в лучшем случае десять процентов. Поэтому резервы у нас колоссальные. К сожалению, в России фитотерапии как таковой нет, ей не учат в медицинских вузах. Это одна из причин, почему в России так мало применяют биологически активные добавки — все-таки слово врача очень весомое для людей. В лучшем случае, врач скажет: «На ваше усмотрение», но обычно: «Ни в коем случае!» Что нам остается? Просвещать и население, и самих врачей. Я всегда говорю: «Люблю фитотерапию за то, что голову лечишь — пятке становится легче, а пятку лечишь — голове лучше стало».

Источник Российская газета

By Admin

Related Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *