7 ноября в Москве открылся совместный кампус Сеченовского университета Минздрава России и «Школы 21» от Сбера. Что объединило крупнейший медицинский вуз и самый большой банк России?
Работа в команде
Разумеется, объединило их стремление продвинуть вперед отечественную медицинскую науку и повысить качество оказания медицинских услуг населению. Каким образом? Повысив грамотность будущих врачей в области IT технологий. Но – по порядку.
Кампус – это место, где есть все условия для теоретических и практических занятий. Университет предоставил для него свою территорию, а банк – свои наработки в области обучения информационным технологиям. Сбер уже давно развивает школу цифровых технологий «Школа 21». Кампус в Сеченовке – первое место, где обучать современным цифровым навыкам и технологиям будут студентов-медиков.
Специально для проекта была разработана программа обучения, адаптированна для врачей. Студенты получат компетенции, которые позволят им стать инициаторами IT-продуктов и решений в здравоохранении, грамотно ставить задачу IT-специалистам и работать с ними в одной команде.
В рамках основного обучения участники смогут изучать основы веб-разработки, API, анализ данных и нейронные сети в медицине.
Твердая пятерка
Площадь кампуса — около 1000 квадратных метров.
Средний возраст участников — 20 лет, 64% — девушки.
«Хочу поздравить с открытием совместного кампуса Сеченовского университета и «Школы 21», — сказал на церемонии открытия проекта Президент, Председатель Правления Сбербанка Герман Греф. – Сегодня я был свидетелем такой сцены: уважаемый ректор Сеченовского университета принимал экзамен у студента, и тот на какой-то вопрос в билете ответил: медикаментозная терапия, лечебная физкультура, массаж и хирургия. Видимо, ответил правильно, потому что в итоге получил заслуженные 5 баллов. Я тут же задал этот же вопрос нашему GigaChat-у, к ответу студента он добавил еще электростимуляцию, клеточную терапию и меры психологической поддержки. Вот так должна работать новая медицина, к старту которой мы приходим. Пока IT-технологии еще не охватывают все сферы деятельности врача, но главное, что мы движемся в этом направлении».
ИИ в медицине
Стратегическое сотрудничество университета и банка продолжается уже давно. Применение разработанных банковскими айтишниками программ на основе искусственного интеллекта позволяет проводить анализ снимков КТ и рентгенографии грудной клетки. Таким образом можно повысить диагностическую ценность исследований, обнаружить малозаметные патологии, сократить время интерпретации изображений. Понятно, что для этого кто-то должен обучить врачей основам общения с искусственным интеллектом.
«Компетенции врачей в области IT сегодня однозначно востребованы, — отметил при открытии кампуса Министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко. – Они помогают автоматизировать решение рутинных задач и проводить более точные исследования. В скором времени это увеличит эффективность предоставления медицинских услуг в десятки раз. Приятно видеть, что это понимают сегодняшние студенты, у них буквально глаза горят от того, чем они занимаются в «Школе 21». Создавая для них сегодня программу обучения новым навыкам, мы создаем для них преференции для движения по жизненному пути. Проще говоря, они будут лучше лечить пациентов».
Без IT нет развития
Сеченовский Университет — крупнейший в России исследовательский медицинский университет, лидер в области биомедицины, высокотехнологичного здравоохранения и здоровьесбережения. За 265 лет работы университет подготовил более 100 тысяч врачей, которые сегодня работают по всему миру.
«Мы поставили перед собой задачу к 2030 г. создать медицинский исследовательский университет мирового уровня, – поделился планами Петр Глыбочко, Ректор Сеченовского университета Минздрава России. – Это очень сложная задача, и без молодых талантливых ученых мы с ней не справимся. Когда нам рассказали про «Школу 21», стало ясно, что это должен быть совместный проект Сеченовского университета и Сбера. Сегодня можно сказать, что он удался.
Сегодня молодые ученые с компетенциями в области искусственного интеллекта нужны там, где создаются новые лекарства и медицинское оборудование. Без цифровых компетенций не будет движения вперед ни в медицинской науке, ни в повседневной клинической практике».
Врач, обучися сам!
В октябре в кампусе стартовало первое основное обучение, в нем участвуют 59 человек. Оно проходит по методике «равный равному»: без менторов, лекций и оценок, только индивидуальная или коллективная работа над практическими проектами, когда каждый учится у каждого.
Кампусы школы открыты 24/7, поэтому учиться можно в любое удобное время. В результате участники получают не только «твердые», но и «мягкие» навыки, без которых невозможно создать качественный IТ продукт. Это умение работать в команде, самодисциплина, управление временем, способность отстаивать свою точку зрения и находить компромисс.
Кстати, для более, чем половины участников проекта – это первый в жизни опыт программирования.
<!—Расположение: —>