Одно из невыгодных для страны соглашений касается вылова минтая, который разрешен в Беринговом море. Российская квота в среднем была около 400 тысяч тонн, но правительством поставлена задача увеличить вылов в этом районе до миллиона тонн, тем самым вытеснить американцев с внешних рынков, а также обеспечить внутренних переработчиков дешевым сырьем.
Стратегическая рыба
Минтай в Беринговом море — один из основных стратегических промысловых запасов, позволяющих российским рыбакам повышать общие показатели вылова, пополнять бюджет за счет налоговых поступлений и обеспечивать продовольственную безопасность. Так, ученые Тихоокеанского филиала Всероссийского НИИ рыбного хозяйства и океанографии (ВНИРО) проанализировали итоги вылова российскими судами в Западно-Беринговоморской зоне в 2023 году. Согласно их данным вылов достиг максимальной за последние десятилетия величины в 602 тысячи тонн, превысив на 20 процентов показатель 2022 года (502,3 тысячи тонн) и на 48 процентов среднее значение вылова за 2000—2022 годы (407 тысяч). По словам ученых, такая тенденция обусловлена в том числе и активной нагульной миграцией из восточной части Берингова моря.
До недавнего времени Россия разрешала ловить минтай в Беринговом море рыбакам из Южной Кореи и Китая. Каждый год наша страна выделяла около 60 тысяч тонн по межправительственным соглашениям, при этом российские рыбаки добывали в этом районе около 300—350 тысяч тонн. Гегемоном промысла минтая в Беринговом море были США. Американские рыбаки, основываясь на соглашении о разделе акватории, заключенным между США и СССР еще в 1990 году, добывали ежегодно более миллиона тонн белой рыбы в этом районе. Таким образом, традиционно весь объем вылова делился в соотношении 80 на 20 в пользу Америки.
В марте 2022 года вице-премьер — полпред президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев предложил добиться паритета по квотам между двумя странами, разделив возможности вылова пополам. После этого Росрыболовство увеличило квоту для отечественных рыбопромышленников до 600 тысяч тонн, обосновывая такое решение заключением ВНИРО. Ведь ресурсный потенциал этого промрайона просто огромный.
Тонны от ВНИРО
Более того, ВНИРО, основываясь на многолетних научных данных, выделяет российскому рыбохозяйственному комплексу на 2025 год более 775 тысяч тонн минтая и обещает довести показатель до одного миллиона тонн. В ответ на это решение США также выделяет рекордные объемы квот. Совет по управлению рыболовством в северной части Тихого океана Соединенных Штатов установил квоты на добычу минтая в американских водах на 2024 год в 1,9 миллиона тонн.
США основной объем продукции потребляют не у себя в стране, а выходят с ним на мировой рынок, где конкурируют с Россией. Казалось бы, российская рыбная отрасль за счет более низкой себестоимости вылова и значительно большего производственного потенциала, который был создан в результате реализации государственной инвестиционной программы «квоты под киль», должна занять лидерские позиции на глобальном рынке минтая. Однако есть предприятия, выступающие против повышения объемов допустимого улова.
Впервые об этом заговорили на Дальневосточном научно-промысловом совете весной 2024 года. И это после рекордной путины 2023 года, когда компании добыли 600 тысяч тонн минтая в Беринговом море. На совете представители Ассоциации добытчиков минтая (АДМ) заявили, что цена на продукцию снизилась на несколько сотен долларов за тонну из-за того, что на рынок переработки в КНР поступили дополнительные объемы белой рыбы. Представитель АДМ просил науку скорректировать лимиты в сторону уменьшения квот на 200—300 тысяч тонн.
Тем не менее, по оценке ВНИРО, на начало октября рыбодобывающие компании уже поймали более 400 тысяч тонн. По данным отраслевой системы мониторинга промысла, в июне — августе 2024 года объем добычи на каждое судно был в среднем на 16—33 процента ниже, чем в аналогичный период прошлого года. А среднесуточный вылов крупнотоннажного флота на конец сентября оказался меньше, чем в 2023-м (33 тонны против 46).
Уловы могли быть больше, но флот отдельных компаний еще в середине путины перешел работать в Южно-Курильскую подзону, где российские рыбаки, по информации ВНИРО, бьют рекорды — добыли более 300 тысяч тонн сардины тихоокеанской. Пока одни компании в Беринговом море показывают отличный вылов, представители других сетуют, что рыба есть, но не образовывает плотные косяки, которые мог бы облавливать крупнотоннажный флот. Все же представители большинства компаний отмечают, что благоприятные прогнозы ВНИРО о биомассе минтая в этом районе оправданы на 100 процентов.
Одно из невыгодных для страны соглашений касается вылова минтая в Беринговом море
— Промысловая обстановка в этом году благоприятная, рыба есть. Нам выделенных квот даже не хватает, — заявили в группе компаний «Доброфлот».
Отлично ловят камчатские и сахалинские рыбаки.
За обсуждением минтаевой повестки в нашей стране следят и власти США. Они заинтересованы в том, чтобы российской продукции было как можно меньше на мировых рынках, так как в ценовой конкуренции американские рыбаки проигрывают.
Американские добытчики рыбы после ухода российского объема с мирового рынка смогут увеличить свою квоту, что позволит предложить гарантированный объем поставок для европейских покупателей по цене выше, чем у россиян. В таком случае может повториться ситуация начала 2000-х, когда российские рыбаки практически были вытеснены с европейского рынка, являющегося для реализации минтая основным.
Окончательно определить объем национальной квоты в Беринговом море в ближайшие годы должно Росрыболовство. Напомним, еще два года назад ВНИРО презентовал создание еще одного промыслового района в Беринговом море, где можно было бы ловить дополнительные 150 тысяч тонн минтая вне рамок квотных ограничений по заявительному промыслу. Еще одним методом стимулирования отечественного вылова минтая способна стать «олимпийская система», когда компании получают право ловить минтай по заявительному принципу, то есть не имея собственных квот во всех зонах Берингового моря. По мнению экспертов, введение такого принципа увеличит количество компаний, получающих доступ к специализированному промыслу трансграничного минтая, который приходит на нагул в наши воды из американской зоны.
Справка РГ
На Россию и США приходится 95 процентов мирового вылова и производства продукции из минтая. Свыше 90 процентов уловов американских рыбопромышленников идет в глубокую переработку, тогда как у российских добытчиков этот показатель в 2,5 раза ниже.