Закупки автомобилей марки Lada госкомпаниями (для тех, на кого распространяется федеральный закон № 223, то есть компании с госучастием) по итогам десяти месяцев этого года составили 2,63 млрд руб. против 813 млн руб. за аналогичный период 2023-го. Это следует из расчета сервиса «Контур.Закупки» (для анализа использовался поиск по закупкам с указанием марки автопроизводителя).
Почему вырос объем закупок Lada
Резкий рост, как пояснил эксперт «Контур.Закупки» Василий Данильчик, обеспечил крупный тендер «Ростелекома» на 1,03 млрд руб. Оператор проводит закупочную процедуру на двухлетний рамочный договор с поставкой более 500 автомобилей Lada моделей Granta, Largus и Niva Travel, рассказал РБК представитель компании: «АвтоВАЗ имеет развитую торгово-сервисную сеть в каждом регионе присутствия подразделений «Ростелекома», что позволяет оперативно проводить сервисное обслуживание». Ежегодный пробег автомобилей Lada в «Ростелекоме» превышает 30 млн км. Корпоративный парк насчитывает более 1,66 тыс. единиц транспорта марки Lada, уточнили в «Ростелекоме».
При этом количество тендеров по закупке автомобилей Lada на основании 223-го федерального закона выросло в годовом выражении лишь на 16%, с 370 до 429. На основании федерального закона № 44 (определяет правила закупки всего госсектора) заказы на Lada выросли в январе—октябре на 23%, с 447 закупок в прошлом году до 550 в этом. Доля закупок автомобилей АвтоВАЗа в общем количестве госзакупок машин подросла, но все еще остается очень низкой: на основании 44-го закона она выросла на 0,9 п.п., до 4,6%, на основании 223-го — на 0,8 п.п., до 5,6%.
В интервью РБК президент АвтоВАЗа Максим Соколов предлагал ограничить марки автомобилей, доступные к госзакупкам, применительно к 223-ФЗ. «Это же все — государственный сектор, который в первую очередь и должен генерировать спрос на отечественную высоколокализованную продукцию», — удивлялся Соколов.
Представитель АвтоВАЗа назвал положительным тренд на рост количества госзакупок автомобилей Lada. Производственные мощности площадок предприятия позволяют и дальше увеличивать объемы таких поставок, добавил он.
Какие авто рекомендованы к госзакупкам
Минпромторг рекомендует к госзакупкам автомобили почти всех выпускаемых с российских автозаводов марок машин — это и традиционно локальные производители АвтоВАЗ (Lada), УАЗ («Соллерс»), модели группы ГАЗ, и новые для России бренды — «Москвичи», пикап ST6 («Соллерс»), калининградские Kaiyi, BAIC, «Амберавто А5», SWM («Автотор»), XCITE (выпускаются на «Автозаводе Санкт-Петербург», бывшая площадка Nissan). Также власти рекомендуют органам закупать электромобили Evolute (завод «Моторинвест») и модели китайского Haval с завода в Тульской области и даже премиальные Aurus. Единственной европейской маркой, также рекомендуемой к закупкам, является Citroen C5 Aircross калужского производства.
Вместе с тем 719-е постановление правительства, регламентирующее начисление баллов за те или иные освоенные производственные операции или использование в производстве локального сырья, устанавливает и пороговые значения доступа продукции к госзакупкам. Сейчас производителю легковых, легких коммерческих и грузовых автомобилей необходимо набрать минимальную планку 3,2 тыс. баллов. В конце октября Минпромторг предложил сохранить планку на этом уровне до конца 2026 года.
Какие еще машины покупает госсектор
В целом доля российских марок автомобилей в общем количестве госзакупок авто остается очень низкой, хотя постепенно увеличивается, следует из данных «Контур.Закупки» и электронной площадки «Тендерплан».
По данным «Контур.Закупки», общая доля закупок (в денежном выражении) автомобилей популярных автомарок (Lada, УАЗ, ГАЗ, «Москвич») относительно закупок всех авто выросла с 9,4% в прошлом году до 10,5% в этом. По данным системы «Тендерплан» (подсчитывал госзакупки всех рекомендованных Минпромторгом российских марок), рост составил 6 п.п., с 14,3 до 20,3%, или 20,3 млрд руб.
По сумме закупок в этом году среди российских марок лидирует Горьковский автомобильный завод (ГАЗ) — с этой маркой с января по ноябрь госзаказчики провели 367 закупок на 2,53 млрд руб. (на основании 44-ФЗ). «Доля ГАЗа относительно всех закупок авто составила 1,9% по сумме затрат — это самый высокий показатель среди других отечественных автопроизводителей», — отметил Василий Данильчик. На основании процедур 223-ФЗ ГАЗ также лидирует среди российских марок как по сумме, затраченной на закупки моделей производителя, так и по доле в общих госзакупках авто.
При этом аналитики «Тендерплана» не обнаружили в публичном доступе данных о госзакупках автомобилей Aurus, «Амберавто», SWM, Citroen C5. В этом году были проведены два тендера на общую сумму 8,6 млн руб. на покупку BAIC и три тендера на 10,3 млн руб. на покупку XCITE (в прошлом году эти машины госучреждениями и госкомпаниями не закупались). «Отметим, что некоторые марки авто только недавно начали выпускаться у нас в стране. Можно предполагать, что с ростом объемов выпуска произойдет и некоторое перераспределение спроса», — сообщили в этой компании.
В «Тендерплане» отмечают заметный рост количества тендеров и объемов закупок по таким китайским брендам, как Haval (выпускается в России), Chery и Changan, отметил гендиректор компании Максим Кузнецов. Это свидетельствует о стремительном расширении их присутствия в целом на российском рынке, что вполне объяснимо в условиях изменения структуры поставок и сокращения присутствия западных автопроизводителей, добавляет он. «Недружественные» бренды (Toyota, Mercedes и BMW), напротив, показывают снижение в количестве тендеров и объеме закупок.
Исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов отмечает, что основная причина, почему доля российских автомобилей в госзакупках пока низкая, это отсутствие предложения или очень малые объемы в отдельных сегментах. «Например, тот же АвтоВАЗ — у него есть сегменты B, С (Vesta). А для ряда компаний нужен сегмент D — полноразмерный седан, или внедорожники, которых у производителя нет. Если посмотреть на текущий авторынок России, там 60% в продажах занимают внедорожники. На эти машины есть спрос. Российские автомобили не закрывают все потребности рынка и закупок», — поясняет Удалов.
На ограниченный выбор типов кузовов, доступных у российских автопроизводителей, указал и вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. «Какую задачу может выполнить автомобиль B-класса? Перевозка с минимальным уровнем комфорта», — отвечает эксперт. Второй сдерживающий фактор заключается в том, что закупщики покупают автомобиль, чтобы эксплуатировать его потом долго. «Поэтому пытаются брать то, что есть большими тиражами. Контракты сервисные. Если российский негосударственный автолюбитель склонен к авантюрности и покупает Avatr, или Zeekr, или нечто, что приехало в страну по всяких сложным схемам, то толерантность к риску у государства стремится к нулю», — рассуждает эксперт. При этом объемы выпуска с российских заводов не являются ограничивающим фактором для госзакупки, считает эксперт. «Ни по автомобилям АвтоВАЗа, ни по Haval, ни даже по «Москвичу» дефицита предложения нет», — заключил он.
Читайте РБК в Telegram.