Отчет о работе таджикско-российской археологической экспедиции, направленной на изучение памятников каменного века на Восточном Памире, опубликован в сборнике материалов научной конференции “Знаки и образы в искусстве каменного века”. Она была приурочена к 300-летию Российской академии наук и проведена в Новосибирске Институтом археологии и этнографии Сибирского отделения РАН.
В отчете описаны новые местонахождения наскальных изображений каменного века: Санги-Кашида, Дарваз-Таш, Дарваз-Таш-2 и Найзаташ-2. Авторы исследования отмечают, что сравнительно долгое время на археологической карте Таджикистана значилось всего три памятника наскального искусства каменного века. Все они были обнаружены на территории Восточного Памира.
В последние годы этот высокогорный район активно исследовали российские археологи совместно со своими таджикскими коллегами. В результате были открыты сразу три новых памятника с крашеными наскальными рисунками. То есть количество таких памятников увеличилось сразу вдвое.
Открытия были совершены летом 2023 года, а сейчас ученые представили описание находок. В частности, наскальные изображения были обнаружены в гроте Санги-Кашида, расположенном примерно в 70 километрах к юго-западу от районного центра Мургаб, сразу за перевалом Тик-Теш.
“Грот представляет собой скальный известняковый выход высотой 10-12 метров и располагается на правом борту долины у подножья безымянного хребта, – сообщают исследователи. – В гроте Санги-Кашида обнаружены наиболее интересные по содержанию изображения. Рисунки нанесены на правой (юго-западной) от входа стенке грота”.
Всего исследователи задокументировали 48 так называемых плоскостей с рисунками, причем 14 из них могут составлять единые композиции. Изображения нанесены минеральной краской красного, светло-красного и бордового цветов.
“Репертуар рисунков преимущественно состоит из вертикальных, горизонтальных линий и кружков, – следует из научной работы. – Среди всех рисунков выделяются изображения людей и козлов”.
За исключением одной фигуры, все изображения выполнены в линейной манере. Их можно условно распределить на три яруса: нижний, средний и верхний. На верхнем ярусе преобладают вертикальные линии разных размеров. На самом верху, где стена переходит в потолок, преобладают сплошные круглые пятна.
“Наиболее интересные сюжеты представлены в среднем ярусе, – пишут исследователи. – Здесь представлены три антропоморфные фигуры, две из которых сохранились целиком. Изображения располагаются примерно на одном уровне, один незначительно ниже. Все изображения выполнены в линейном стиле светло-бордовой краской”.
Размеры первой антропоморфной фигуры оказались таковы: высота – 12,1 сантиметра, ширина – 9,4 сантиметра. Ноги раздвинуты, руки раскинуты в сторону. Одной линией проведена голова и туловище, а голова передана условно, причем руки нисходят почти от головы.
Второе антропоморфное изображение располагается чуть выше, слева от первой фигуры. Высота этого изображения составляет 9,5 сантиметра, ширина – 6,4 сантиметра. В целом, второй рисунок повторяет очертания первого: у него также раздвинуты ноги, а руки раскинуты в сторону. Однако все линии этого изображения оказались тоньше, чем в первом случае.
“Судя по анатомическим параметрам, с уверенностью можно сказать, что изображение А передает мужской образ, а Б – женский, – пишут исследователи. – Скорее всего, чуть ниже их нарисован ребенок”.
Антропоморфные фигуры, исполненные в похожем стиле, были отмечены на этом же среднем ярусе еще в двух местах, причем одна из фигур изображена в движении.