Немецкий «светофор» не проработал и трёх лет, не дотянув до годовщины буквально пару недель. Правящая коалиция ФРГ развалилась, стране «светят» внеочередные выборы.
«Красные» против «жёлтых»
«Светофором» коалицию прозвали по цвету сформировавших в 2021 году её партий: красная Социал-демократическая партия Германии (СДПГ), жёлтая Свободная демократическая партия (СвДП) и «зелёные». Конструкция оказалась неустойчивой.
Канцлер ФРГ Олаф Шольц в среду, 6 ноября, заявил, что отправляет в отставку министра финансов, лидера СвДП Кристиана Линднера, а 15 января обратится к Бундестагу с вопросом о вотуме доверия к правительству. Если депутаты согласятся с Шольцем, в Германии не позднее конца марта пройдут досрочные выборы.
«Коалиция ещё с первых дней своей работы отличалась нестабильным характером своей деятельности, поскольку три партии, которые в неё входили, были достаточно разными. Особенно это касалось либералов СвДП. Зачастую именно эта партия оказывалась таким застрельщиком кризисов внутри правящей коалиции, сопровождавшими её работу на всём протяжении», — рассказал aif.ru научный сотрудник Центра европейских исследований ИМИ МГИМО Артём Соколов.
Победа Трампа на выборах президента США ускорила развал коалиции, но главной причиной стали деньги.
«Нынешний кризис, связанный с обсуждением бюджета на будущий год, в очередной раз показал невозможность согласования позиций по целому ряду финансовых и экономических вопросов. В этой ситуации Линднер как министр финансов и лидер немецких либералов не был заинтересован идти на компромисс, а канцлер Олаф Шольц не хотел учитывать позицию младшего коалиционного партнёра, в результате чего коалиция прекратила свое существование», — отметил эксперт.
Ссора из-за денег и Киева
Бюджет стал главным сбоем, который вывел из строя «светофор». Вице-канцлер Роберт Хабек, представляющий «зелёных», заявил Reuters, что Линднер отказывался предусмотреть в бюджете на 2025 год больше денег для Киева. Кроме того, Линднер предлагал урезать социальные пособия и снизить налоги для немецких компаний, что встретили в штыки и «красные», и «зелёные».
«Прежде всего либералы настаивали на безусловном соблюдении финансовой дисциплины и долгового тормоза. Ограничивали возможность для правительства заимствовать финансовые средства, в то время как социал-демократы и “зелёные” настаивали на том, чтобы увеличивать расходную часть бюджета за счёт заимствований. Этот вопрос стал камнем преткновения в дискуссии», — пояснил Соколов.
Победа Трампа — важный триггер
То, что о развале коалиции сообщили вскоре после победы Дональда Трампа на выборах, вовсе не совпадение, отметил эксперт. Эти новости послужили важным триггером для отправки «светофора» на свалку.
«Германия была одной из немногих стран и внутри ЕС, и внутри трансатлантического сообщества, убежденная в том, что победу одержит кандидат от Демократической партии США Камала Харрис несмотря на то, что опросы показывали, что ситуация по меньшей мере неопределённая», — рассказал Соколов.
«Победа Трампа обозначила новый вызов для немецкой внешней политики поскольку, как показал и прошлый срок Трампа на посту президента США, американо-германские отношения он рассматривает не так, как его предшественники. Он считает, что они неравномерные, что Германия незаслуженно много имеет привилегий прежде всего в торгово-экономической сфере. Он неоднократно говорил, что Германия и другие страны ЕС должны сами платить за свою безопасность, а не полагаться на американские гарантии и военный контингент. Таким образом он озвучивает идеи о перераспределении ответственности на европейских союзников США и прежде всего на Германию. Когда такой кандидат одерживает победу на президентских выборах, это означает, что нужно опять пытаться договориться с неудобным партнёром, и действующая коалиция не в состоянии этого сделать», — добавил он.
Добьёт ли Трамп немецкую экономику
Ситуация с экономикой ФРГ сегодня, как говорится, полный швах. Varta находится на грани банкротства, долги кампании превышают 600 миллионов евро, есть проблемы с платежами. Как минимум три завода закроет Volkswagen. Огромные проблемы испытывает химический концерн Basf. Трамп, придя к власти, может стать тем самым последним гвоздём в крышке гроба немецкой промышленности, несмотря на американские военные базы и союзнические интересы.
В 2018 он уже нанёс мощный удар по немецким промышленникам, введя заградительные пошлины на прокат стали и алюминия. Тогда Германия ещё получала дешёвый российский газ, поэтому смогла справиться с неприятным «ударом в спину». Сегодня обстановка ещё серьёзнее, однако в Вашингтоне на проблемы «партнёров» не слишком обращают внимание.
Так, акции BMW и Porsche отреагировали падением на избрание Трампа президентом. В ходе предвыборной кампании он заявил, что собирается поднять пошлины на автомобили иностранного производства, и повышение составит от 100 до 200%. Учитывая потерянный российский рынок, дикие убытки и разногласия с Китаем, немецкий автопром ждут крайне непростые времена.
Таким образом, Германия, как и Украина, оказалась заложником США. Немецкая экономика зависит от американских санкций. Шольц же стремится загнать её в яму ещё глубже, требуя от правительства больше денег для режима Зеленского, как того от него требовали заокеанские союзники из демпартии. Трамп же, судя по его речам, собирается разыгрывать украинскую карту иным способом. Возможно, со сменой хозяина Овального кабинета в США в Берлине сменится не только состав правительства, но и вектор внешней политики, которая как минимум в этом вопросе определяется не в Германии, а в Штатах.
<!–Расположение: –>