Среди них допущенные демократами грубые стратегические ошибки, включая изначальное выдвижение на выборы престарелого и имеющего явные проблемы со здоровьем 81-летнего Джо Байдена. Которого не сильно более молодой (78 лет), но зато гораздо более харизматичный Трамп без труда “вынес” из президентской гонки в ходе теледебатов.
Это оставило 60-летней энергичной, но совершенно пустой по содержанию демократке Камале Харрис слишком мало времени на полноценную раскрутку, а доставшаяся ей исключительно по эстафете и без прохождения партийных праймериз номинация оказалась малоубедительной.
Другим субъективным обстоятельством, сыгравшем в пользу Трампа, стало произошедшее минувшим летом покушение на его жизнь. В этой истории важен не столько сам факт простреленного пулей трамповского уха, сколько крайне удачное поведение легкораненого политика в стрессовой ситуации.
Ставшие культовыми фотографии окровавленного Трампа с поднятым вверх кулаком и лозунгом “Борись” (Fight) лишь привлекли к нему симпатии новых электоральных групп – в Америке очень уважают способность не пасовать в тяжелых жизненных ситуациях.
Вне всякого сомнения свою немаловажную роль в победе Трампа сыграла полученная республиканцем мощнейшая поддержка со стороны целой группы влиятельных мегадоноров и в первую очередь миллиардера Илона Маска. Роль последнего, вложившего в избирательную кампанию Трампа круглую сумму с девятью нулями и раздававшего по миллиону долларов в день консервативным избирателям, с точки зрения функционирования американской демократии еще только предстоит оценить.
Сложно сказать, чем закончились бы выборы для республиканца, не предоставь Маск в распоряжение Трампа практически неограниченный финансовый, а главное – информационный ресурс принадлежащей ему соцсети X (ранее Twitter; запрещена в России).
Сделанный Трампом выбор напарника по предвыборному тандему в пользу молодого, 40-летнего Джеймса Ди Вэнса, женатого на американке индийского происхождения, оказался мудрым и обеспечил республиканцу голоса многих представителей 4,5-мky индийской диаспоры в США, на которые очень рассчитывала также имеющая индийские корни Харрис.
Но даже эти факторы, вероятно, не смогли бы привести Трампа к реваншу за поражение на выборах в 2020-году, не выступи Харрис с программой, которая в основном крутилась вокруг представляемой “диктатором Трампом угрозе демократии”, да заигрывания с латино- и афроамериканским электоратом.
Такая повестка, как показали итоги голосования в ключевых проигранных демократами штатах, оказалась куда менее убедительной для рядового американского избирателя, чем поднятые Трампом злободневные проблемы массовой нелегальной иммиграции и необходимости возврата к протекционистской политике “Америка прежде всего” для обеспечения быстрого экономического роста США.
И, конечно, бумерангом вернулась к демократам развязанная ими вкупе с либеральными СМИ разнузданная антитрамповская медийная кампания. В ходе нее республиканца бездоказательно клеймили “фашистом”, бесконечно напоминали о том, что он является осужденным преступником, а поддерживающих его сторонников обзывали “мусором”.
5 ноября американский “мусор” сказал свое слово.
За оскорбления в адрес триумфально возвращающегося в Овальный кабинет Дональда Трампа кому-то предстоит серьезно ответить.