© akkamulator / Фотобанк 123RF.com |
Областной минздрав перечислил молодому врачу-терапевту социальную выплату по программе «Земский доктор», а врач обязалась отработать пять лет на полную ставку на условиях нормальной продолжительности рабочего времени в ЦРБ. Однако через пять лет (из которых несколько лет врач провела в отпуске по уходу за ребенком) врач уволилась из ЦРБ по собственной инициативе, сославшись на неприязненные отношения в коллективе.
Областной минздрав потребовал от врача вернуть сумму социальной выплаты (пропорционально отработанному времени – почти половину).
Райсуд иск удовлетворил – врач не выполнила условия заключённого между сторонами договора о предоставлении социальной выплаты, а условие договора в части невключения в 5-летний срок отработки период нахождения в отпуске по уходу за ребенком врач не оспаривала, значит, была с ним согласна. Что касается увольнения, то врач не доказала, что оно – хотя бы и в недружелюбно настроенном коллективе – было вынужденным.
Апелляционная инстанция, напротив, решение отменила, а в иске отказала, – условие договора об исключении из пятилетнего срока работы периода нахождения в отпуске по уходу за ребёнком противоречит положениям ст. 256 ТК РФ, а без учета этого условия врач уже отработала положенные 5 лет и договор прекращен исполнением.
КСОЮ отменил акт областного суда и оставил в силе решение районного, однако мотивировал это решение весьма скупо – указав, что «судом первой инстанции нормы материального права применены правильно, юридически значимые обстоятельства по делу установлены в полном объёме, оценка представленным доказательствам дана по правилам статьи 67 ГПК РФ», а выводы суда области основаны на ошибочном толковании условий договора о предоставлении социальной выплаты, сделаны без учёта целей и задач программы, во исполнение которой был заключён указанный договор, а также норм специального областного законодательства, регулирующих спорные отношения.
Верховный Суд РФ с этим не согласился и отправил дело на новое рассмотрение (в КСОЮ)(Определение СКГД Верховного Суда РФ от 9 сентября 2024 г. № 38-КГ24-3-К1):
- действующее в момент заключения договора с молодым врачом областное Положение о порядке и размере предоставления социальных выплат медработникам (разработанное для реализации программы «Земский доктор») устанавливало, что медработник возвращает в течение 60 календарных дней на лицевой счёт минздрава области часть социальной выплаты в случае прекращения трудового договора с учреждением до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным п. 8 ч. первой ст. 77, пп. 1, 2 и 4 части первой ст. 81, пп. 1, 2, 5, 6 и 7 части первой ст. 83 ТК РФ, а также за исключением случая увольнения по п. 5 части первой ст. 77 ТК РФ при условии, что новым местом работы будет государственное учреждение здравоохранения области), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально не отработанному медицинским работником периоду (п. 17 Положения);
- с учётом целей и задач госполитики в сфере здравоохранения, направленных на сохранение и укрепление здоровья граждан, на обеспечение системы здравоохранения РФ медицинскими кадрами, устранение дефицита медицинских кадров, обеспечение социальной защищенности и повышение качества жизни медработников путём предоставления им различных социальных выплат, само по себе досрочное расторжение трудового договора с медицинским учреждением, в том числе по инициативе медицинского работника – получателя социальной выплаты, без учёта конкретных обстоятельств, послуживших основанием для расторжения трудового договора и последующего осуществления медицинской деятельности медработником в государственном учреждении здравоохранения субъекта РФ, в котором медработнику была предоставлена социальная выплата, не может служить безусловным основанием для истребования у него этой выплаты;
- представители врача – причем во всех инстанциях – приводили доводы о том, что врач после её увольнения 25 ноября 2022 г. из районной больницы 13 декабря 2022 г. была принята на работу в государственное учреждение здравоохранения «Областная клиническая больница» на должность врача функциональной диагностики, где работает по настоящее время, что свидетельствует о том, что она не нарушила условия договора о предоставлении социальной выплаты, поскольку продолжила работать в системе здравоохранения области;
- между тем суды первой и второй инстанции не дали оценку этому доводу, а КСОЮ эту ошибку не исправил.