В фонды музея «Кижи» передали ценный экспонат — жестяную чайную коробку, изготовленную для известного московского предприятия времен НЭПа — государственного чайного, кофейного и цикорного треста, который назывался «Чаеуправление». Экспонат напрямую связан с историей поставок в страну Советов чая.
После Первой мировой войны, революции 1917 года и Гражданской войны торговлю чаем в молодом государстве приходилось налаживать заново. Ситуация с этим любимым многими напитком ухудшилась настолько, что его отнесли к группе «жизненных припасов». Как уточнили в музее, это означало, что обеспечение населения такими продуктами было в приоритете у государства.
Глобальную работу по обеспечению советских граждан чаем проделало «Чаеуправление». Трест наладил его поставки из-за рубежа, восстановил отечественное чайное производство. Для этого были задействованы плантации, которые в начале ХХ века развивала в Закавказье Российская империя.
«Чаеуправление» заново заключило контракты с китайскими поставщиками. А вот сотрудничество с Индией в 1920-е годы наладить было фактически невозможно — из-за сложных отношений с Великобританией. Индийский чай был перед Первой мировой войной намного популярнее, чем китайский.
В итоге «Чаеуправление» стало крупнейшим продавцом чайной продукции, а также других напитков — кофе, цикория и какао. Его главный магазин располагался в одном из красивейших зданий Москвы на Мясницкой, построенном в 1893 году архитектором Романом Клейном в «китайском» стиле. Ранее оно принадлежало купцу Перлову, который был одним из крупнейших торговцев чаем в Российской империи.
Главный магазин «Чаеуправления» располагался в одном из красивейших зданий Москвы на Мясницкой. Фото: mos.ru
Свою продукцию Чаеуправление расфасовывало в красивые жестяные баночки. Для продвижения чая был привлечен поэт Владимир Маяковский: он написал 15 рекламных текстов. Один из них звучал так: «От чая случайного откажемся начисто. Лишь чай Чаеуправления высшего качества».