НСЗПП обратился к председателю Госдумы Вячеславу Володину с инициативой внести изменения в закон о защите прав потребителей, добавив туда абзац о том, что нормы допускаемых к использованию объемов и нормы веса потребительской тары должны утверждаться правительством РФ. Письмо есть у «Российской газеты». По замыслам общественников, кабмин должен по согласованию с производителями определить перечень допустимых весов и объемов тары: если и уменьшать упаковку, то на заметные граммы или литры.
Сегодня дело дошло до того, что производители упаковки стали заявлять о прекращении производства тары привычного, стандартного объема. Например, банку емкостью 0,5 л для напитков из производственного цикла полностью вытеснила банка 0,45 л, говорится в письме.
Спрос на алюминиевые банки объемом 0,5 л в 2024 году составил всего 1% от общего объема производства. Поэтому выпуск такой тары прекращен
Как рассказала «РГ» председатель Алюминиевой Ассоциации Ирина Казовская, на рынке упаковки для напитков сегодня представлена продукция двух предприятий — «Арнест Упаковочные Решения» и «КэнПак».
«Формат банок и объем их выпуска зависят от запроса производителей пива и безалкогольной продукции. Наибольшим спросом у производителей напитков пользуется банка объемом 0,45 л, спрос на полулитровые банки в 2024 году составил 1% от общего объема производства», — пояснила она.
В связи с этим производители алюминиевых банок компания «КэнПак» несколько лет назад отказалась от выпуска банок 0,5 л и полностью переключилась на производство тары 0,45 л. Компания «Арнест Упаковочные Решение» запустила процесс конверсии линий на производство банки объем 0,45 л в 2016 году и планово завершила его в 2024 году.
То есть если производитель захочет выпускать честные 0,5 л, у него такой возможности не осталось. Если не остановить эту тенденцию, скоро в массовом порядке эти 0,45 л уменьшатся до 0,42 л, 0,38 л и так далее, говорится в письме НСЗПП.
Такое явление называют шринкфляцией. В последнее время проблема обострилась не только в напитках — упаковки сахара и круп весом 900 грамм, молоко в пакетах 0,925 л, масло в пачке 180 грамм стали обычной практикой. Уменьшая объем или вес товара, переходя от цен на вес к ценам на объем (или наоборот, в зависимости от плотности товара) и используя иные уловки, производители создают у покупателей мнимую видимость привлекательной цены на товар, отмечается в письме НСЗПП.
В России неоднократно пытались ограничить шринкфляцию. Но пока ни один законопроект не получилось принять. Так, в 2023 году Госдума отклонила законопроект о «честной цене» — им предлагалось обозначать стоимость продуктов за круглую единицу меры (1 л или 1 кг). В отзыве на проект минпромторг указывал, что ретейл может столкнуться с серьезными расходами, что приведет к росту цен на продукты.
Пока только Генпрокуратура добилась реальных результатов в борьбе с этим явлением — были внесены изменения в ГОСТ на пищевые продукты. Теперь продавцы продуктов первой необходимости, которые по своей инициативе уменьшают фасовку товаров, не могут маркировать их знаком ГОСТ. Например, гречневая крупа должна быть расфасована по 500, 1000, 2000 г, молоко — 200, 250, 500, 1000, 2000 мл.
Но ГОСТы необязательны для исполнения производителями — этого изменения недостаточно, считает председатель НСЗПП Павел Шапкин.
Сейчас цена остается чувствительным параметром для большинства потребителей. Поэтому небольшое сокращение веса со стороны производителей, которое обязательно отражается на этикетке, является дополнительной мерой оптимизации издержек и удержания доступной цены и поддержки спроса, считает председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Игорь Караваев. По его мнению, действующее законодательство «в достаточной степени регламентирует порядок информирования покупателей о характеристиках товара, включая его вес и объем». А федеральные ретейлеры обеспечивают потребителю возможность корректной покупки.
Караваев уверен, что требования к допустимым значениям количества продовольственных товаров не должны стать обязательными для всего рынка, но могут быть конкурентным преимуществом для отдельных производителей. Уже сейчас товары, которые торговые сети предлагают потребителям под собственными торговыми марками (СТМ), чаще производятся в объеме/массе, соответствующем номиналу ГОСТ — например, мука, сахар, подсолнечное масло, соль, черный чай, пшено.
В свою очередь, исполнительный директор Ассоциации производителей пива, солода и напитков Вячеслав Мамонтов заверил, что вывод из производства тары 0,5 л не скажется на производственных процессах и доступности пива.