– Пьеса из породы “народных комедий”, давно пребывает в статусе национального культурного достояния, разлетевшись на цитаты, которые воспринимаются уже как фольклор: “Беги, дядь Мить!”, “Девушки, уймите вашу мать”, “Кака любовь? Така любовь!”. Кажется, у спектакля есть все шансы стать новым фаворитом зрительских симпатий, – заранее предположили в театре.
И надо же, оказались правы: билеты на ближайшие показы закончились еще в сентябре. История работника леспромхоза и страстного голубевода Василия Кузякина, променявшего было скандальную жену Надюху на утонченную сотрудницу отдела кадров Раису Захаровну, но переоценившего свои возможности и желания, нашла мгновенный отклик в душе зрителей. Возможно, дело в том, что автор пьесы Владимир Гуркин, на тот момент служивший актером в Омском драмтеатре, сюжет не выдумал, а наблюдал лично в родном селе Черемхово Иркутской области, где теперь стоит памятник реальной чете Кузякиных. Ну а фильм Владимира Меньшова, снятый три года спустя, уже классика советского кино.
Широкая известность и всенародная любовь, разумеется, гарантировали аншлаги на весь сезон вперед (нам особенно хочется сейчас добрых сказок из реальной семейной жизни), но сильно ограничивали возможности самовыражения авторов спектаклей: вряд ли зрители одобрили бы “современные трактовки”. К счастью, режиссеру-постановщику Дарье Аксеновой хватило понимания и такта.
– Этот материал – легенда и большой подарок для артистов любого театра, – говорит режиссер. – Есть те, кто разговаривает цитатами из фильма, я их слышу с детства. С одной стороны, страшно браться за то, что все знают, а с другой – это уже внутри нас, это поддерживает. Выросло поколение, которое не видело фильм, и для кого-то мы будем первыми. Нам важно открыть эту историю для молодого поколения, а тех, кто обожает фильм, постараемся не огорчить.
И все же спектакль не дотошное воплощение советской киноклассики, другой жанр диктует свои правила. Музыка композитора Андрея Семенова расставляет новые акценты в характерах (Раиса Захаровна – это, представьте, танго), стихи Сергея Плотова (бывшего актера Челябинского театра кукол) талантливы, смешны и лиричны, деревня, придуманная художником-постановщиком Евгенией Швец, как будто не вполне нереальна, а ее обитатели отчего-то сами похожи на птиц…
Ну и кстати о птичках. Помимо актеров в постановке задействованы настоящие голуби, два состава, как положено. Пернатые не боятся оркестровой музыки и света прожекторов и даже не покушаются на костюмы и реквизит, а после работы летающих артистов выпускают на волю и они самостоятельно добираются до родной голубятни.