Третьяковская галерея, наряду с Музеем современного искусства в Салониках (MOMus), обладает замечательной коллекцией работ Любови Поповой. У Третьяковки – самое крупное в мире собрание работ этой замечательной художницы. Одна его часть перешла из расформированного в 1929 году Музея живописной культуры (его наследию и судьбе был посвящен проект “Авангард. Список1”, показанный в 2019 в Новой Третьяковке). Другой частью музей обязан
Георгию Дмитриевичу Костаки, человеку, который собрал, сохранил, а во многом и спас огромную часть наследия русского авангарда.
Она умерла в 35 лет и осталась в памяти знавших ее молодой красавицей. Смерть – последнее, о чем вспоминаешь, глядя на ее работы
Костаки не только покупал, хранил, но и реставрировал картины, пригласив специалистов из Третьяковской галереи. В 1977 году, уезжая из СССР, он лучшую часть своего собрания передал в дар Третьяковской галерее. Среди художников, которые он особенно любил, были Иван Клюн и Любовь Попова. Костаки называл художницу “Любочка Попова”. В названии выставки скрытая цитата слов коллекционера напоминает и о его даре Третьяковской галерее, и о спасении им наследия Любови Сергеевны Поповой.
Первая выставка Любови Поповой в Третьяковской галерее была в 1989 году и была приурочена к 100-летию со дня ее рождения. Нынешняя – вторая большая выставка в Москве, приурочена к 100-летию ее смерти. Смерть – последнее, о чем вспоминаешь, глядя на ее работы. Она умерла в 35 лет от скарлатины, заразившись от пятилетнего сына, умершего двумя днями раньше. И осталась в памяти знавших не древней старушкой, а молодой красавицей. Борис Рыбченков, который учился в 1921-1922 году в мастерской Поповой во ВХУТЕМАСе, так описывал своего профессора: “Молодая, удивительно красивая, всегда приветливая, празднично нарядная, Любовь Сергеевна как бы светилась радостью бытия. Она верила, что высшей формой нового искусства является абстракция…”.
Похороны Любовь Сергеевны обернулись противостоянием в духе времени. И стали предметом публичной полемики. Некролог на ее смерть в “Вечерней Москве”, подписанный кратко – ЛЕФ, сопровождался открытым письмом товарищей по Левому фронту искусств, протестовавших против намерения родителей провести отпевание в церкви. В итоге у ворот Ваганьковского кладбища похороны сопровождал митинг с речами (среди выступавших был и Владимир Маяковский, и Осип Брик). А в церкви гроб ждала семья со священником. После отпевания Любовь Сергеевну похоронили рядом с сыном.
Это внутренняя драма семьи, конечно, не становится основным сюжетом выставки. Но кураторы Андрей Сарабьянов и Ирина Пронина (она, к сожалению, ушла из жизни до открытия проекта) исследовали огромный архивный материал, что позволило выстроить экспозицию, опираясь на две линии – биографическую и художественную.
Семейная “спрятана” в небольших камерных пространствах, где фотографии, письма, выписки из архивов, схема семейного древа и ранние рисунки художницы рассказывают историю купеческого рода, вышедшего из крестьян и поднявшегося за сто лет на производстве сукна и его торговле и ставших к началу ХХ века крупными московскими промышленниками. В доме родителей Любови Поповой была прекрасная библиотека, в том числе нотная, коллекция старинных скрипок, а дети заканчивали гимназии и университет. Любовь Сергеевна живописи училась в частных школах Станислава Жуковского и Константина Юона в Москве и Академии La Palette у кубистов Жана Метценже и Анри Ле Фоконье в Париже.
Вернувшись домой из путешествий по Франции и Италии, устраивает “кубистический кружок”. Среди ее друзей – Вера Мухина, ученица Бурделя, архитекторы братья Веснины, Надежда Удальцова, Борис Терновец, исследователь древнерусской архитектуры Борис фон Эдинг – он станет мужем Поповой. Среди близких друзей фон Эдинга – Владимир Фаворский, который пишет его портрет в 1910-х годах. Фон Эдинг приводит на “кубистические вечера” Павла Флоренского. Очевидно, что “кубистические вечера” в доме на Новинском бульваре (на его месте сейчас бизнес-центр) были одной из точек притяжения интеллектуалов Серебряного века – философов, историков, художников. Интересно, что младший брат художницы Павел Сергеевич увлечется философией, войдет в круг Алексея Лосева.
Родные художницы революцию скорее не приняли. Точнее, революция не приняла их. Старший брат Поповой Сергей, известный музыковед, будет расстрелян в 1937-м, отец и младшая сестра Ольга будут высланы из Москвы. Борис фон Эдинг умрет от тифа еще в 1919-м. Любовь Сергеевна, пожалуй, была единственной в семье, кто идею преобразования старого мира и создания нового восприняла с энтузиазмом. Для нее революция была связана с идеей нового искусства. С путем “от картины – к ситцам”, как это сформулирует в своей статье Осип Брик.
Основная часть экспозиции раскрывает как раз этот путь. Среди его этапов – увлечение работами Врубеля и Ван Гога, Андре Дерена, Пабло Пикассо. На выставке их работы можно увидеть рядом с произведениями Любови Поповой, которая фактически стала создательницей кубофутуризма. В 1916-1918 она делает следующий шаг – к серии “Живописных архитектоник”, где плоскость простых геометрических форм соединяет с композиционными принципами супрематизма и материальной фактурностью Татлина.
Что поражает на этой выставке – стремительность развития художественных поисков. Попова уходит в отрыв даже от недавних соратников. Особенно это чувствуется в разделе, где представлены театральные работы и производственные работы Поповой. И если эскизы для “Ромео и Джульетты”, которые она делала с Александром Весниным к постановке Таирова в Камерном театре, не были использованы, то ее сценография к “Великодушному рогоносцу” в постановке Мейерхольда, как и созданная ею сценография для спектакля “Земля дыбом” (по пьесе Мартине, которую перевел Сергей Третьяков) вошли во все учебники по истории театра. Собственно, тот новый театр ХХ века, который мы знаем, начинается как раз с этих двух спектаклей Мейерхольда в оформлении Любови Поповой. Вместо занавеса и декораций – конструкция, площадки, лестницы, круги и лопасти мельницы. Здесь “механизм” действа обнажался, чтобы заворожить эффектной условностью, яркостью масок, дистанцией, которая оставляла возможность зрителю думать и анализировать. Фотографии юной Марии Бабановой, Игоря Ильинского, Василия Зайчикова в “Великодушном рогоносце”, как и проекция лозунгов на стену с конструкцией из спектакля “Земля дыбом”, как и рецензия Булгакова, – среди “изюминок” этой выставки.
Нельзя не заметить, что пространство выставки, оформленное архитекторами Кириллом Ассом и Надеждой Корбут, очень близко к театральному. Оно “переходит” от камерных “комнат” с фотографиями семьи в пространство сценическое, а затем – производственное. Финальный зал, где мы видим “ситчики” по рисункам Любови Поповой словно спускающими со станков ситценабивной фабрики, выглядит триумфом нового искусства. А рядом – платья по моделям, созданным Поповой. Модница-коллега цепким взглядом выхватила парочку: “Гм, интересные вещи!”.
В этом путешествии по выставке между Серебряным веком и ЛЕФом с его культом производственного искусства и “сделанной вещи” нашим спутником становятся инсталляции Алексея Трегубова. То нежные, использующие письма и фотографии художницы, то условные – с горой чемоданов и крохотными фигурками путешественниц на них, они вносят в экспозицию интонации не только спектакля-променада, но и личной встречи с богатым и интересным миром Любови Сергеевны Поповой, Любы, Любочки.
Георгий Костаки – о покупке картин Любови Поповой
Часть картин Поповой Костаки купил у младшего брата художницы, Павла Сергеевича. Он бережно хранил картины сестры. А часть работ оказались у его приемного сына, жившего в Звенигороде. В большом доме в саду Георгий Дмитриевич увидел картины Поповой чуть ли не всюду.
“Приняли меня очень хорошо, – вспоминал Костаки. – И первое, что я увидел, поднимаясь по лестнице на второй этаж, картину Поповой – на ней висело корыто. Потом мы гуляли по саду. И я увидел окно сарая, забитое фанерой. На фанере можно было прочесть номер и ниже подпись “Попова”. Я зашел в сарай и увидел, что на обратной стороне фанеры – прекрасная работа художницы. Я тут же предложил мне ее продать, но хозяин ответил: “Нет, не могу. Если пойдет дождь, то в сарае все промокнет. Сначала привези мне фанеру, а потом я тебе картины отдам”. Пришлось ехать в Москву, искать фанеру. (…) В обмен хозяин отдал мне прекрасную вещь. (…) Таким образом большинство работ Поповой я приобрел в семье покойной художницы”.
Цифры
- Более 200 работ Любови Поповой представлены в проекте
- 23 музея участвуют в этой выставке, а также
- 4 государственных архива
- 10 коллекционеров