В России уточнили данные об антропогенных выбросах парниковых газов: новое значение нетто-выбросов (то есть выбросы минус поглощенные газы) оказалось на 34% меньше, чем предполагалось ранее. Об этом сообщил 5 ноября на пресс-конференции директор Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН Александр Широв.
Широв представил результаты первого этапа проекта ВИП ГЗ. ВИП ГЗ — это «Важнейший инновационный проект государственного значения», создающий необходимое нормативное и инфраструктурное обеспечение для единой национальной системы мониторинга климатически активных веществ. Куратором проекта является Минэкономразвития.
Согласно презентации Широва, уточнить значение нетто-выбросов парниковых газов позволила разработка национальных (взамен типовых международных) коэффициентов пересчета экономических и экосистемных показателей в выбросы. По уточненным таким образом данным, нетто-выбросы в России оказались на 561 млн т CO2-эквивалента, или на 34%, меньше. За какой период был произведен пересчет, он не сообщил.
Согласно последним данным Национального кадастра антропогенных выбросов, в 2021 году совокупные антропогенные выбросы парниковых газов в России составили 2,16 млрд т эквивалента СО2 без учета сектора землепользования, изменения в землепользовании и лесного хозяйства (ЗИЗЛХ) и 1,7 млрд т с учетом ЗИЗЛХ (то есть выбросы за минусом поглощения). Обновленные данные кадастра — за 2022 год — должны быть представлены в этом году. Ранее в Минэкономразвития заявляли, что на предстоящей Конференции ООН по изменению климата (COP29), которая пройдет в Баку 11–22 ноября, Россия представит кадастр антропогенных выбросов за 2022 год, составленный с применением суверенной методологии. Широв не указал новое значение нетто-выбросов после пересчета.
РБК направил запрос в Минэкономразвития.
Что было уточнено
По словам Широва, уточнены были данные как по выбросам, так и по их поглощению экосистемами (например, лесами). Согласно его презентации, были уточнены 28% всех коэффициентов расчета ежегодных антропогенных выбросов, на основе которых формируется национальный кадастр. Выяснилось, что данные по выбросам от сжигания топлива, промышленного производства и отходов оказались ниже, чем считалось ранее, а данные по поглощению лесами — выше, следует из презентации.
«Если мы переведем это в инвестиции, которые были бы необходимы, чтобы сократить объем выбросов на 561 млн т в эквиваленте CO2, то это цифра, которая измеряется несколькими триллионами рублей», — отметил он. Согласно презентации, экономия на мероприятиях по декарбонизации составит 4,5 трлн руб. для экономики в целом и 3 трлн руб. для российского бюджета (в ценах 2021 года).
Уточненные данные свидетельствуют о том, что нагрузка на российскую экономику и бизнес для достижения целей по декарбонизации может быть гораздо ниже, убежден Широв. «Цели, которые мы перед собой поставили, — достижение углеродной нейтральности к 2060 году — могут быть теперь достигнуты с меньшими инвестициями и с использованием менее капиталоемких способов сокращения выбросов парниковых газов. Речь идет о том, что мы можем при помощи более дешевых и доступных методов и с использованием потенциала сокращения выбросов за счет наших экосистем реализовать эти цели», — пояснил он.
В разговоре с РБК Широв уточнил, что Национальный кадастр антропогенных выбросов теперь будет составляться по уточненным коэффициентам. При этом часть уточнений была сделана в соответствии с международными рекомендациями; в частности, речь идет о пересчете выбросов метана или двуокиси азота. «Это в определенный момент времени должны сделать все страны, Россия в этом году решила это сделать», — сказал он.
Другие же показатели — например, выделение CO2 при сжигании бензина — пересчитаны по результатам различных замеров и экспериментов. Вместе с тем рисков непризнания таких уточненных Россией данных по выбросам на международном уровне опасаться не стоит, заверил Широв. «Значительная часть пересчета — это международная история, мы должны были это рано или поздно сделать, а другие оценки, например по сжиганию моторного топлива, сделаны по всем международным методикам. Не думаю, что здесь могут быть серьезные проблемы с верификацией», — пояснил он.
При этом, по его словам, на международном уровне «есть некоторая дискуссия» по поводу поглощения парниковых газов лесами. «Но те данные, которые у нас есть по дистанционному зондированию земли, то, что получили на основе наземных пунктов, соответствуют международной практике. Глобально, мне кажется, это будет признано, тем более что многие страны уже сделали подобные пересчеты, в развитых странах это произошло еще в начале 2000-х годов», — отметил ученый.