Время пришло
Появились такие составы в 1960-е не случайно. Был как раз расцвет бардовской песни, посиделок у костра, увлечения спортом, массовыми зарядками, экспериментами с купанием в проруби. Как тут не вспомнить известную в те времена семью Никитиных с семью детьми, гулявшими в трусах по снегу. Тогда же, стараясь усилить пропаганду здорового образа жизни, и запустили для жителей крупных промышленных городов трансферт на природу – поезда “Здоровье”. Согласно архивным данным, к 1983-1986 годам только в одной Москве ими пользовались свыше 1 млн человек.
У этих составов было много отличий от обычных электричек. На поезда “Здоровье” покупали не билет, а путевку. В экскурсионных кассах она стоила 1,2-1,6 рубля на человека в зависимости от направления. Но чаще путевки брали в профсоюзных организациях, и тогда путевка стоила еще дешевле – 10% от стоимости, то есть всего 12-16 копеек.
Стартовали электрички по субботам и воскресеньям в 8.30-9.00, а возвращались обратно в 16.00-17.00. У этих поездов не было промежуточных станций, они курсировали с вокзала до конечной и обратно в Москву. Все время между прибытием и отправлением состав стоял под парами: в нем можно было согреться, перекусить – работал буфет с горячим питанием и чаем в титане. Поезд сопровождал фельдшер. С детьми занимался массовик-затейник, а основам лыжного спорта обучали всех инструкторы. Проката лыж не было. В таких турах можно было сдать и нормы ГТО.
1 марта 1989 года любители лыжного спорта приехали из Владивостока в тайгу. Фото: Сергей Козлов / Фотохроника ТАСС
Кто и куда ездил
Зимой путевки покупали лыжники и горнолыжники, которые ездили семьями или крупными компаниями. Например, такой поезд ходил с Ленинградского вокзала в сторону Крюкова. С Казанского вокзала – до станции Донино, с Ярославского вокзала – в Пирогово, с Белорусского – до Усово. Как вспоминает один из участников таких поездок, 75-летний Сергей Пивоваров, до 1980 года эти поезда были плацкартные, позже – электрички, к которым цепляли вагон-ресторан.
“Попить чай из титана в вагоне стоило 8 копеек, – вспоминает Пивоваров. – Бутерброды, чтобы сэкономить, делали сами. Мы ездили большой компанией: наша семья с двумя детьми, многодетная семья Анисимовых. Чаще выбирали направление на Донино, где и в советское время были крутые горы, а сейчас настоящий горнолыжный рай с подъемниками и другой инфраструктурой. Мои дети так привыкли к месту, что теперь и своих внуков возят туда, правда, не на электричках, на машине”.
Довольно быстро у поездов “Здоровье” появились разновидности: “Рыболов”, “Грибник”, “Охотник”, “Ягодник”. Они также возили трудящихся по путевкам, но в путевку входил кроме поезда автобус, который доставлял ближе к грибным и ягодным местам, к местам охоты, рыбалки или купания. Например, за ягодами ездили до станции Шатурторф. От поезда пассажиров забирал автобус и вез в лес за черникой, клюквой. Еще один такой поезд вез “туристов одного дня” на станцию Купавна, чтобы искупаться в воде уникального реликтового озера Бисерово.
К домам отдыха
Мы с родителями в 1980-е отправлялись на выходные дни в заводской дом отдыха. Папа, работавший тогда на АЗЛК, покупал путевку на заводе. Из Москвы уезжали вечером в пятницу, а домой возвращались вечером в воскресенье. Ехали туда тоже на электричке до Серпухова, а дальше на станции забирал заводской автобус, который доставлял до дома отдыха. Все три дня зимой катались на лыжах и коньках.
Стрела прошла мимо
В 2021 году Российские железные дороги вспомнили об исторических составах и решили провести эксперимент, запустив электричку для горнолыжников. Называлась эта туристическая электричка “Яхрома”. Под поездку восстановили вагоны старого электропоезда серии ЭР2К с деревянными лавками, на таких в 1980-е годы и ездили. Для колорита развесили старые фотографии и картины, поставили допотопные телефоны, проигрыватели, словом создали ретроантураж. В составе было восемь вагонов. Он вез с Савёловского вокзала Москвы на станцию Яхрома, откуда пассажиров до горнолыжных курортов “Сорочаны”, парк “Волен” и парк “Яхрома” доставляли ретроавтобусы “Икарус”.
“Идея проекта была связана с возрождением лучших традиций 1980-х, когда спорт был в почете, в зимний день многие семьи предпочитали проводить время за городом. Среди таких поездов были и специальные электрички – “Лыжные стрелы”, – рассказали “РГ” в пресс-службе РЖД. Идея с доставкой москвичей к горнолыжным курортам Подмосковья в ретропоезде была отличной, но развития инициатива не получила. Откатавшись пару сезонов, уже минувшей зимой поезд в дорогу не вышел. В этом году, скорее всего, его тоже не будет. Хотя как вариант отдыха в списке железнодорожных турмаршрутов на сайте РЖД он пока висит. Как пояснил “РГ” Иван Семенов, представитель турагентства “Поехали посмотрим”, организующего и железнодорожные туры в ближайшие к Москве регионы, поездка на электричке, а потом на автобусах до горнолыжных курортов была экзотикой, которой насладились те, кто это любит.
В столице СССР такими поездами пользовались более миллиона человек
“Если рассматривать все путешествие более внимательно, получится, что с тяжелыми лыжами или сноубордом надо добраться до Савёловского вокзала, а для многих эта поездка уже с пересадками. Затем снова пересадка после поезда на автобус, – уточняет Семенов. – Гораздо проще и практичнее по времени получится взять от дома машину каршеринга или такси и доехать до конечной цели. Цена будет сопоставима с тратами на общественный транспорт, включая ретроэлектричку”. Он добавил, что многие покупают сразу экскурсионную программу в городе, без стоимости ж/д поездки, объясняя, что доберутся на личном автомобиле.
Лучше посмотреть
Если спортивная составляющая не очень зашла у современного потребителя, то нет отбоя от туристических маршрутов с экскурсионной программой. Таких маршрутов одного дня сейчас несколько в арсенале железнодорожников. Среди них выделяется туристический поезд “Переславский экспресс”, курсирующий по маршруту Москва – Сергиев Посад – Александров – Берендеево – Переславль-Залесский – Москва. Ходит он по субботам и воскресеньям. Отправляется в 7.45 с Ярославского вокзала, а возвращается в этот же день в 21.48. В поезде три вагона. Цена начинается от 8,9 тыс. рублей за путевку, в которую входит не только билет, но и посещение музеев, еда. Ближайшие билеты есть на 7 декабря, на даты до этого уже раскуплены. Как уточнили в пресс-службе железной дороги, в путешествии можно окунуться в атмосферу средневекового периода, увидеть величественные древние храмы, в том числе Спасо-Преображенский собор XII века. Храм заложил Юрий Долгорукий, а позже здесь крестили на княжество Александра Невского.
Железнодорожные туры есть и более экономичные: в Рязань, Коломну, Дмитров. Средняя стоимость тура туда – 3,5 тыс. рублей. Правда, туром назвать это путешествие можно лишь отчасти, рядом с туристами сидеть в вагоне могут те, кто просто едет по делам в другой город.
Кстати
Если в Москве лыжные поезда не зашли, то в Северной столице они пользуются успехом. Этой зимой в пятый раз комитетом по физической культуре и спорту Санкт-Петербурга будут организованы массовые лыжные старты “Лыжные стрелы”. Пригородные электропоезда, отправляющиеся по выходным дням с Финляндского и Московского вокзалов на снежные трассы в поселки Токсово, Шапки и Орехово.