3 ноября в Молдавии проходит второй тур президентских выборов. В него вышли лидеры первого, прошедшего две недели назад, — действующий президент республики Майя Санду (42,45% голосов) и кандидат от Партии социалистов Республики Молдова (ПСРМ), бывший генеральный прокурор Александр Стояногло (25,98%).
Подробнее об участниках второго тура
Майя Санду (52 года) — президент Молдавии с 2020 года; в 2016-м основала партию «Действие и солидарность» (Partidul Acțiune și Solidaritate — PAS), которая в 2021 году победила на досрочных выборах в парламент и стала правящей: у нее 62 мандата в 101-местном однопалатном парламенте республики. На второй срок Санду идет от PAS. При ней страна подала заявку на членство в ЕС и получила статус кандидата.
Александр Стояногло (57 лет) — родом из Гагаузии, дважды баллотировался на должность башкана (главы) автономии. С 2019 по 2023 год был генеральным прокурором Молдавии, назначен на этот пост указом президента Игоря Додона (ПСРМ), в 2021 году был отстранен от должности. В отношении него было возбуждено три уголовных дела. По одному из них Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) присудил ему компенсацию, по другому молдавский суд его оправдал, третье рассматривается. В 2023 году Санду уволила Стояногло с должности генпрокурора. И хотя Конституционный суд признал неконституционным закон, на основании которого это было сделано, решение отменять не стали.
Какой поддержкой располагают кандидаты
В принципе, шансы кандидатов можно считать равными. «Даже сумма всех проевропейских кандидатов не дает Санду 51% голосов во втором туре, тогда как на левом и левоцентристском флангах ситуация лучше. У Стояногло есть достаточно осязаемый шанс аккумулировать голоса для победы», — сказал в интервью РБК после первого тура глава кишиневского Центра анализа, исследований и прогнозирования Balkan-Centre Сергей Манастырлы.
В пятерку с максимальными результатами, помимо Санду и Стояногло, после первого тура вошел Ренато Усатый (13,79%) — бывший примар (мэр) города Бельцы (занимал эту должность дважды — с 2015 по 2018 год и с 2019 по 2021 год). МВД России в 2020 году предъявило заочное обвинение Усатому в организации преступного сообщества и выводе денег по подложным документам. По данным МВД, организаторы «молдавского ландромата» вывели из России более 500 млрд руб. Усатый опровергал участие в схеме. Ирина Влах (5,38%), бывший башкан Гагаузии, управляла автономией с 2015 по 2023 год, раньше входила в Партию коммунистов Республики Молдова (ПКРМ), в 2023-м запустила общественно-политическую ассоциацию «Платформа Молдова»; Виктория Фуртунэ (4,45%), юрист, раньше политикой не занималась, в органах прокуратуры с 2008 года, в 2016-м начала работать в Антикоррупционной прокуратуре, где вела дела против бывших министров.
31 октября молдавская исследовательская компания iData представила три сценария исхода второго тура. Все три варианта прочат победу Майе Санду — разница лишь в разрыве, который образуется между кандидатами. В том сценарии, который сама компания называет наиболее вероятным, разрыв минимальный — 51,1% у Санду и 48,9% у Стояногло, причем победу Санду приносят голоса зарубежной диаспоры. Компания оговаривается, что Стояногло может победить, если диаспора покажет максимально низкую явку, а левый электорат Молдавии мобилизуется.
В первом туре большинство голосов диаспоры, которая могла проголосовать на 234 участках в 37 странах, получила Санду — 70,71% (169,2 тыс. голосов); Стояногло от соотечественников за рубежом получил 8,06% (35,1 тыс.) и стал в этой категории третьим. В Приднестровье (его жители голосовали на 30 участках в Дубоссарском районе на правом берегу Днестра) Стояногло вышел в лидеры с 35,41% (5,6 тыс. голосов), тогда как Санду получила 25,21% (4 тыс.).
По данным МИД Молдавии за 2021 год (их приводит NewsMaker), за рубежом проживают от 1,11 млн до 1,25 млн граждан республики. На этих выборах больше всего участков открыто в Италии (где живут около 250 тыс. молдаван) — 60, далее следуют Германия и Франция (26 и 20), в каждой из которых живут около 100 тыс., Британия (17), Румыния и США (по 16).
В России, где, по информации МИД Молдавии, проживают около 350 тыс. молдаван (по официальным российским данным — 190 тыс.), работают два участка — оба при посольстве в Москве. Как заявил журналистам перед первым туром представитель диаспоры Николай Погонец, диаспора рассчитывала на 12–17 участков. Открывать дополнительные участки Кишинев не стал.
Усатый, который занял третье место и располагает значительным электоральным ресурсом, заявил, что не поддержит ни одного из кандидатов (на выборах 2020 года, когда он также занял третье место в первом туре, перед вторым он агитировал за Санду). «В предыдущих кампаниях я поддерживал определенных кандидатов, и тогда мне пришлось извиняться за это», — сказал Усатый на брифинге 28 октября (цитата по агентству IPN). Поскольку он не может поддержать ни одного из кандидатов, сам он голосовать во втором туре тоже не будет.
После этого Санду напрямую обратилась к избирателям Усатого. Сразу после первого тура она говорила, что «преступные группировки намеревались купить 300 тыс. голосов» избирателей, и, обращаясь к сторонникам Усатого, заявила, что «кража голосов» коснулась и их. «Если бы голоса не были украдены, возможно, сегодня Ренато Усатый был бы моим оппонентом. Когда к власти приходят преступные группировки, голосование перестает что-либо значить», — сказала президент в видеообращении, призвав всех обманутых таким образом объединиться и не допустить возвращения «режима, который действует грязными методами» (цитата по TV8.md).
На заявления молдавского президента о преступных группировках ранее отреагировали в Кремле. Представитель президента России Дмитрий Песков назвал это «достаточно серьезными обвинениями» и сказал, что Санду должна предъявить доказательства, что недополучила голоса. «Неплохо также, чтобы госпожа Санду объяснила такое количество голосов, не согласных с ее линией. Это тоже «преступные группировки»? — продолжил Песков (его цитаты — по ТАСС). — Или она имеет в виду, что граждане Молдовы, которые ее не поддерживают, ассоциируются у нее с «преступными группировками»? Тут очень много нюансов».
Избирательную кампанию в Молдавии Песков назвал несвободной, поскольку, по его словам, у оппозиции не было возможности «заниматься какой-либо агитацией, заниматься электоральным процессом», и заявил, что даже при таких условиях понятно, «как много людей не являются сторонниками идеологии действующего президента Санду». Более того, Песков отметил, что Москва видит «механические, труднообъяснимые темпы прироста голосов в пользу Санду и в пользу тех участников референдума, которые высказываются за ориентацию на Евросоюз».
Стояногло тоже пытался привлечь на свою сторону сторонников конкурентов. «Я не принадлежу к политическим доктринам и не связан с какой-либо партией. Я буду аполитичным президентом, объективным, уравновешенным и верным защитником Конституции. Моя цель — безопасность, мир и процветание Молдовы, а не политика. Я буду президентом для всех и не позволю себе разделять людей и общество», — сказал он, заверив, что положит конец расколу и предложит «подлинную европейскую модель, где государство служит гражданину, а не политическим интересам».
Какую роль в этих выборах играет российский фактор
Санду регулярно заявляет о возможных связях Стояногло с Россией. На теледебатах 27 октября она назвала Стояногло «троянским конем», за которым стоят интересы и деньги другой страны. Команда президента приписывает Стояногло связь с беглым бизнесменом Иланом Шором, который сейчас живет в Москве и призывает молдаван голосовать против Санду и которого официальный Кишинев обвиняет в скупке голосов и дестабилизации ситуации в республике.
«Ко второму туру тактика избирательной кампании Санду изменилась. Лаконичный и спокойный слоган «За Молдову» сменился алармистским «Спасем Молдову», — обращает внимание издание NewsMaker. — Если перед первым туром в предвыборных материалах Санду не было критики других кандидатов в президенты, то агитация перед вторым туром в основном построена на критике оппонента и призыве проголосовать за нее и тем самым «спасти страну».
На теледебатах Санду спросила Стояногло, как он будет выстраивать диалог с Украиной. «Мы будем развивать хорошие отношения со всеми партнерами по развитию. Мы поддерживаем Украину в войне, мы им предоставляем гуманитарную помощь, и я уверен, что наши взаимоотношения в период моего президентства только окрепнут», — ответил тот (цитата по NewsMaker). На это Санду категорически заявила: «В Киеве знают, что вы — человек Москвы».
Санду также сказала, что Илан Шор, Игорь Додон, Вячеслав Платон (один из самых богатых людей в Молдавии, бывший депутат, осужден за мошенничество и экономические преступления) поддерживают Стояногло.
Стояногло в ответ заявил, что никак не связан с этими людьми, и заверил, что соберет в правительстве команду технократов, которые «смогут улучшить жизнь граждан». Во время прямого эфира на YouTube он попытался дистанцироваться от руководства ПСРМ, призвав не связывать его с Игорем Додоном. «Додон — лидер политической партии, которая меня поддержала. Но это абсолютно не значит, что у меня есть какие-либо обязательства перед этой партией или Додоном. У Партии социалистов своя идеология, своя программа. Она во многом отличается от моего видения, от моих взглядов, в том числе по вопросам Украины», — сказал Стояногло.
Накануне второго тура в европейских и молдавских СМИ стали появляться материалы о возможных связях Стояногло с Россией. EUReporter уже после дебатов выпустил материал, в котором утверждается, что член штаба Стояногло, депутат от ПСРМ Адриан Албу общается с российскими спецслужбами: в качестве доказательства издание опубликовало запись якобы перехваченных разговоров, которые Албу вел в апреле 2024 года с российским политтехнологом Юрием Гудилиным. В ПСРМ заявили, что записи поддельные. За день до голосования канал TV8 сообщил, что зимой 2024 года Стояногло с супругой отдыхали в Карловых Варах и что их отдых оплатил спонсор нескольких проектов Илана Шора Михаил Апостол.
Что происходит с евроинтеграцией Молдавии
Вместе с первым туром 20 октября прошел референдум о внесении двух поправок в Конституцию республики, фиксирующих стремление Молдавии в Евросоюз. Разрыв между сторонниками и противниками поправок составил менее 1%: за них проголосовали 50,35% (749,7 тыс. человек), против — 49,65% (739,1 тыс.). 31 октября Конституционный суд утвердил этот результат. «Уважаемые граждане, великие дела делаются поэтапно. Первый шаг сделан. Осталось сделать второй шаг — в воскресенье победить на выборах. И сразу после этого давайте сделаем так, чтобы к 2030 году мы стали государством — членом ЕС. Идите голосовать, потому что иначе мы рискуем потерять все, что имеем», — обратилась к молдаванам Санду после решения суда (цитата по IPN).
Теперь в Основной закон республики добавят несколько фраз. В преамбулу — «Признавая европейскую идентичность народа Республики Молдова и необратимость европейского курса Республики Молдова» и «Декларируя интеграцию в Европейский союз в качестве стратегической цели Республики Молдова». Кроме того, в Конституции появится раздел V1 ст. 140 об интеграции в Евросоюз — там, в частности, будет говориться, что участие Молдавии в учредительных актах ЕС получит приоритет над противоречащими им положениями внутренних законов.
Большинство кандидатов в президенты ратовали за евроинтеграцию, но все они, в том числе и Александр Стояногло (он неоднократно говорил, что «за европейскую модернизацию, за европейское развитие Молдавии, за то, чтобы нейтральная Молдавия стала поставщиком безопасности в регионе»; на дебатах он предложил Санду подписать акт о необратимости европейского пути Молдовы, но та ничего не ответила), раскритиковали референдум, назвав его политтехнологической уловкой Санду для привлечения избирателей.
ПСРМ накануне решения Конституционного суда заявила, что итоги плебисцита не признает. Социалисты утверждают, что политическим движениям, которые были против голосования, запрещали транслировать их позицию и распространять рекламу, в то время как агитация за референдум шла в госучреждениях, общественном транспорте и учебных заведениях. «В день голосования были допущены неоднократные нарушения. В помещениях для голосования вывешивались флаги Евросоюза, что являлось открытой формой агитации. На многие участки за рубежом не были допущены представители оппозиционных партий. Были зафиксированы многочисленные случаи подвоза избирателей, — говорится в заявлении ПСРМ. — В то же время права голоса были лишены сотни тысяч наших сограждан, проживающих или временно находящихся на территории Российской Федерации, где были открыты всего два избирательных участка». Социалисты констатировали, что по вопросу евроинтеграции в Молдавии согласия нет, и призвали PAS «отказаться от этой пагубной инициативы и прекратить усугублять раскол в обществе».