Последний киносъемочный день на юге прошел в многофункциональном центре «Геленджик Арена». Корреспонденты «РГ» побывали на площадке и увидели, как из постановочного материала рождается… новая реальность.
…На стерильно белоснежных стенах комплекса висят картины, широкая лестница ведет на второй этаж, по периметру огороженный стеклом и хромированными перилами, с балкона открывается вид на мерцающее в дождевой пелене море. Казалось бы, привычные фрагменты, однако помещения здесь, словно трансформеры, переоборудуются под любые цели, поэтому прекрасно подошли, к примеру, для воссоздания заседаний Женевской конференции ООН по вопросам применения химического оружия, апартаментов в ОАЭ и кабинета заместителя начальника ГРУ в Москве. В производстве кино это хорошая оптимизация — в одном месте такое разнообразие.
— Каждый раз убеждаюсь, что наш регион изобилует множеством уникальных локаций и дает возможность снимать у нас даже комбинат «Азовсталь», мы нашли такое место в Новороссийске, — отмечает директор Черноморской киностудии и продюсер картины Александр Сотников. — Помимо этого у нас удобное географическое положение: продолжительный сухой сезон, разнообразие ландшафтов, а самое главное — солнце, то есть ничего не стоит «схватить» камерой август… в ноябре. Кино — это все-таки великая иллюзия. Кстати, многие кадры о Сирии тоже сняты в крае, хотя съемочная группа в ближайшее время отправится в арабскую республику, чтобы запечатлеть игровые сцены на российской авиабазе Хмеймим и в разбитом городе Дума, вблизи Дамаска.
Имя прототипа главного персонажа создатели фильма намеренно не разглашают до премьеры, однако в разговоре подчеркивают: в какой-то момент своей биографии этот человек выбрал сложный путь — быть связующим звеном для примирения оппозиций и, балансируя на острие смерти, спасать жизни тысяч людей. За написание сценария взялся Евгений Сокуров — известный режиссер-постановщик трюков. Чтобы история на экране разворачивалась максимально правдоподобно, на площадке постоянно находятся два консультанта — участники военного конфликта в Сирии и специальной военной операции на Украине. Их роль неоценима: они подсказывают верные детали при воссоздании фронтовых реалий и быта, батальных сцен.
— Толчком к сценарию послужили литературные мемуары ныне действующего генерал-лейтенанта, таким образом он попытался осмыслить пережитые им события, — рассказывает Александр Сотников. — Признаюсь, идея вызревала не один год, потому что многие аспекты его деятельности охраняются грифом «совершенно секретно». Так что после долгих согласований к подготовительному этапу мы вышли только в начале года, а к съемкам — в сентябре. Основной посыл — иногда в боевой ситуации подвиг совершается без единого выстрела и… не всегда победа достигается военным путем. Когда мы познакомились с деталями гуманитарных операций, в дозированных пределах, конечно, то сразу поставили перед собой задачу — показать, как на фоне ожесточенных действий можно прийти к соглашению человечными средствами.
«Внимание, мотор! Начали!» — с этой сакраментальной команды запускаются две камеры, голоса в коридоре разом смолкают, будто их накрыли невидимой крышкой, а за стеной в кабинете с массивным столом, на котором расстелена карта, заместитель начальника Главного управления Генштаба принимает полковника Андрея Забродина. Разговор ведут о предстоящей операции в Дамаске. Один дубль сменяется другим — двух с половиной минутный эпизод занимает ни много ни мало почти два часа. Вот сколько кадров «перемалывается», пока не добьешься нужного эффекта. Роль Андрея исполняет актер Максим Щеголев.
— Мне повезло познакомиться с прототипом своего героя, что называется, побывал в его святая святых — рабочем кабинете, — говорит Максим Щеголев. – Знаете, это открытый, с необыкновенной харизмой человек, но лично для меня откровением стал его путь: больше половины жизни он служил в посольстве, носил строгие костюмы, а затем в силу сложившихся обстоятельств оказался в зоне конфликта, чтобы напрямую взаимодействовать с командирами боевиков, то есть он не готовился к этому всю свою жизнь. А что ложится на плечи переговорщика? Ему нужно найти во вражеском стане того человека, с которым можно вести диалог, и благодаря этому уберечь людей, обменять пленных, забрать погибших солдат. Наша беседа длилась почти четыре часа. Прощаясь, он передал мне свой литературный труд с аналитическими заметками и размышлениями о работе в Сирии и учебник (по моей настоятельной просьбе), составленный им для молодых специалистов внешней разведки. Что-то я почерпнул оттуда, но сейчас мне очень хочется сделать его образ максимально естественным и живым.
Отметим, что данный проект стал первым в крае, получившим федеральную поддержку — министерства культуры и министерства обороны РФ. Впереди еще много работы, в прокат киноленту планируют выпустить не раньше осени 2025 года.
Тем временем
В последнее время на юге России стали делать для киносъемок больше, чем когда-либо. С 2021 года власти Краснодарского края ввели рибейты — все съемочные группы, которые приезжают работать в регион, получают субсидии на возмещение части своих затрат, понесенные при производстве национальных фильмов. Сейчас компенсация достигает 30 процентов: 28 — постоянная величина и два дополнительных процента в том случае, если к проекту привлекают студентов кубанских творческих профильных вузов (не менее десяти учащихся).
— В этом году семь кинокомпаний получили субсидии на 49,7 миллиона рублей, всего за четыре года освоено более 152 миллионов, — рассказывает начальник отдела экспортной деятельности и поддержки кинематографии департамента развития бизнеса и внешнеэкономической деятельности Краснодарского края Яна Колесник. — В крае снимают много проектов для онлайн-платформ. Например, у нас проходили съемки сериалов «Отпуск», «Ищейка» (не один сезон), «Нежность». Локации Краснодара легко узнаваемы в нашумевшей фантастической многосерийной ленте «Два холма» и полнометражном фильме «Семейный бюджет».