Актуально
Сб. Ноя 23rd, 2024

В Манеже открылась выставка к 100-летию Кукрыниксов

By Admin Ноя2,2024

1 ноября в Центральном выставочном зале «Манеж» открылась грандиозная выставка, приуроченная к 100-летию образования союза трех художников: Михаила Васильевича Куприянова (1903-1991), Порфирия Никитича Крылова (1902-1990) и Николая Александровича Соколова (1903-2000). Но все мы знаем их под звучным коллективным псевдонимом Кукрыниксы.

кукрыниксы выставка

Екатерина Якушева

Выставка работ легендарного трио продлится недолго — до 15 декабря 2024 года.

Такое тройственное содружество — редкое явление в мировой истории искусства. А такое долгоиграющее, какое было у Кукрыниксов, — это вообще вещь исключительная. Их коллективный метод работы сложился еще в годы учебы в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС). Художники вместе обсуждали темы, делали зарисовки с одной натуры, выбирали из трех вариантов наиболее удачный и совместно выполняли рисунок.

На выставке представлено 314 предметов из собрания российских музеев и частных коллекций по всей стране. Причем большинство произведений посетители увидят впервые. После прижизненной выставки художников в 1977 году сегодняшний проект «РОСИЗО» стал первой настолько масштабной экспозицией, посвященной Кукрыниксам.

В 10 залах на площади 2 тысячи кв. м. творчество художников раскрывается во всем его многообразии. Здесь и сарказм сатирической графики, и обличительный пафос плаката, и беспощадность пародий, и веселость дружеских шаржей. А также тонкий психологизм книжной иллюстрации. Не все знают, но Кукрыниксы прекрасно владели практически всеми жанрами. Они были прекрасными портретистами, пейзажистами, создавали полотна на исторические темы. Творческая деятельность этого трио вполне удачно иллюстрирует расхожую поговорку: «талантливый человек талантлив во всем».

В первом выставочном зале зритель знакомится с живописными полотнами каждого художника в отдельности, дабы была возможность прочувствовать индивидуальную силу их таланта. А дальше организаторы выстроили экспозицию по хронологическому принципу: творчество 1920-30-ых годов, Великая Отечественная война и участие художников в Нюрнбергском процессе, холодная война, работа Кукрыниксов в театре, в журнале «Крокодил» и над книжной иллюстрацией.

Михаил Куприянов), Порфирий Крылов и Николай Соколов за работой.

Михаил Куприянов), Порфирий Крылов и Николай Соколов за работой. Фото: Екатерина Якушева

Начали Кукрыниксы свой славный путь в русской культуре с шаржей на литературных деятелей. В 1920-е годы именно они занимали главное место в их творчестве. Причем это были не только рисунки. Кукрыниксы создавали шаржи в виде кукол для основанного ими самодеятельного театра «Петрушка».

Художников особенно вдохновляли работы одного из крупнейших мастеров карикатуры XIX века — француза Оноре Домье. Именно по его следам Кукрыниксы делают пять скульптурных фарфоровых шаржей на режиссеров Константина Станиславского и Всеволода Мейерхольда, актеров Василия Качалова и Ивана Москвина, а также на композитора Сергея Прокофьева.

Кукрыниксы. Шарж на поэта Демьяна Бедного. 1920-1930-е гг.

Кукрыниксы. Шарж на поэта Демьяна Бедного. 1920-1930-е гг. Фото: Екатерина Якушева

Но по-настоящему прославил Кукрыниксов жанр острой политической карикатуры. Здесь им не было равных. Современному зрителю они знакомы, прежде всего, как гениальные карикатуристы и авторы знаменитых «Окон ТАСС» (были созданы по подобию «Окон РОСТА»).

С первого дня Великой Отечественной войны Кукрыниксы активно включились в пропагандистско-агитационную работу, такую нужную Родине в тот момент. Уже к вечеру 22 июня 1941 года ими был создан эскиз легендарного плаката «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!». Творчеству Кукрыниксов в период Великой Отечественной войны посвящен довольно внушительный раздел выставки. Здесь «в полный рост» представлено более десятка оригинальных «Окон ТАСС». Среди них: №812 «Таганрог снова советский», №956 «Смертельная забота», №756 «Дрожит фашистская империя», №1109 «Крыловская мартышка о Геббельсе».

Следующий раздел экспозиции рассказывает о послевоенном времени и периоде холодной войны, начало которой художники встретили уже опытными и хорошо известными мастерами политической сатиры. Много работ было создано ими для газеты «Правда», журнала «Крокодил» и других периодических изданий. Так что Кукрыниксы внесли свой вклад в геополитическое противостояние СССР и Запада. Причем некоторые их карикатуры и сегодня выглядят очень актуально.

Кукрыниксы. Ручная граНАТО. 1958 г.

Кукрыниксы. Ручная граНАТО. 1958 г. Фото: Екатерина Якушева

Отдельный небольшой выставочный зал посвящен работе Кукрыниксов в театре. Их первым театральным опытом стала пьеса Маяковского «Клоп» (1929). Кукрыниксы оформили четыре действия первой части спектакля, иронизирующей над образом жизни современного мещанина.

В отличие от театра, книжная графика занимала значительное место в творчестве Кукрыниксов. С их иллюстрациями были опубликованы романы Горького, рассказы Шолохова, сказки Салтыкова-Щедрина. А персонажи «Мертвых душ» Гоголя, созданные Кукрыниксами, стали классикой отечественной иллюстрации. Именно так и никак иначе вот уже много поколений читателей представляют себе Чичикова, Коробочку, Манилова, Плюшкина и Ноздрева. Все эти персонажи и не только аккуратно собраны под стеклом очередного раздела выставки.

Кукрыниксы. Иллюстрации к повести Чехова "Дама с собачкой". 1946 г.

Кукрыниксы. Иллюстрации к повести Чехова «Дама с собачкой». 1946 г. Фото: Екатерина Якушева

«Кукрыниксы» — проект, однозначно заслуживающий внимания широкого круга зрителей. Он будет интересен и старшему поколению, и юным поклонникам творчества художников, да и просто людям, интересующимся отечественной историей. Потому что по карикатурам Кукрыниксов вполне можно изучать историю Советского Союза от его становления до 1980-х годов.

Жаль только, что выставка продлится совсем недолго, чуть больше месяца. Посетить ее можно до 15 декабря 2024 года по адресу: Манежная площадь, д. 1.

Проект реализован Государственным музейно-выставочным центром «РОСИЗО» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

Источник Российская газета

By Admin

Related Post

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *