Впрочем, подобные формулировки, как и их авторы, скоро будут забыты, а Барклай де Толли так и останется в истории — как герой Отечественной войны 1812 года и, можно сказать, архитектор победы над Наполеоном. Именно он еще до начала войны разработал и представил императору Александру I план на случай вторжения французов в Россию. Суть этого плана заключалась в том, чтобы заманить неприятеля вглубь страны, применив при этом тактику «выжженной земли» и взяв в союзники российский климат, а затем дать решающую битву, разгромить ослабевшую и оторванную от тылов французскую армию, вытеснить ее обратно в Европу и поднять в покоренных Наполеоном европейских странах восстания. По этому плану русские и действовали, в том числе и под руководством самого Барклая де Толли — он командовал русской армией до сентября 1812 года и позже, во время Заграничного похода.
Памятник тоже не пропадет. Оказавшуюся ненужной рижским властям скульптуру уже готовы забрать к себе соседи: российская Калининградская область, где на месте смерти полководца вблизи города Инстербург (ныне Черняховск) было захоронено его сердцеполководца, а также эстонская деревня Йыгевесте — там, в семейном мавзолее, покоится его прах. В Йыгевесте считают русского фельдмаршала шотландско-немецкого происхождения практически своим, настоящим прибалтом и почти эстонцем, утверждая, что Барклай де Толли хотел остаться жить в этих местах, где находилась принадлежавшая ему усадьба, и даже выучил эстонский язык.
Родился Барклай де Толли в той самой Риге, где теперь, спустя почти два века, снесли его монумент. По крайней мере, именно ее в качестве места своего рождения называл сам полководец. Хотя некоторые исторические источники указывают также на имение Луде Гросхоф вблизи сегодняшней латвийско-эстонской границы или поместье Памушис — сейчас это поселок в Шяуляйском уезде Литвы, а тогда была территория Курляндского герцогства.
Но как бы то ни было, история семьи полководца и его личная биография тесно связана с Ригой и Прибалтикой. Его предок, Питер Баркли перебрался в Ригу из Шотландии еще в середине 17 века, а ближайшие родственники занимали видные посты в городском магистрате, совете и местной купеческой гильдии. Дед, например, был рижским бургомистром.
В начале прошлого века рижские власти решили увековечить память своего выдающегося земляка и объявили конкурс на создание памятника Барклаю де Толли, выделив для этого из средств городской думы 25 тысяч рублей. Еще столько же по подписке собрали местные жители. Заявки на конкурс поступили не только из Петербурга, Москвы и самой Риги, но также из Франции и Германии, и победителем в итоге стал берлинский скульптор Вильгельм Вандшнайдер.
Памятник был открыт 13 октября 1913 года. Бронзовую фигуру по эскизу Вандшнайдера отлили в Германии, а постамент привезли из Финляндии. В 1915 году в связи с наступлением немецкой армии скульптуру отправили по железной дороге из Риги в Москву, но до точки назначения она так и не доехала, затерявшись где-то по дороге, и была безвозвратно утрачена.
Восстановлен памятник был только в середине 2002 года по инициативе рижского предпринимателя Евгения Гомберга. Фигуру воссоздал по сохранившемуся гипсовому макету петербургский скульптор Алексей Мурзин, допустив некоторые отступления от оригинала: немного изменилась стилистика, полководец стал моложе, а ордена на его груди были выстроены в правильном порядке. Обновленный монумент городские власти сначала позволили установить только временно, чтобы посмотреть, какова будет реакция жителей и гостей города, но вскоре решили оставить его насовсем. А теперь, спустя 20 с небольшим лет, видимо, передумали.