«Зашли в метро, шел дождь, зонта у нас не было, а мы ехали в театр. Вдруг видим — зонтшеринг. Вот здорово! Какая нужная услуга! В соответствии с инструкцией отсканировали куар-код, зарегистрировались, — рассказывает москвичка Екатерина. — Минут через пять зонт был уже у нас. Вернуть его мы хотели на обратном пути, но не тут-то было».
Рассказ о проблемах, с которыми столкнулась пара, продолжил супруг Олег: «Я снова отсканировал куар-код и по нему перешел на сайт «ЗонтБери». Но кнопки «Вернуть зонт» там не оказалось». В техподдержке сервиса, куда он обратился, услышал: «Наверное, у вас не прошла транзакция взятия зонта. Не беспокойтесь, с вами свяжутся». Через два дня действительно связались и посоветовали привезти зонт туда, где его брали, а для сдачи воспользоваться опцией «Взять зонт». «То есть я должен снова заплатить 500 рублей, как заплатил при получении его в аренду. Получается, что по сути мне предлагают купить еще один зонт вместо того, чтобы вернуть взятый — цена такого зонтика как раз порядка 500 рублей», — недоумевает Олег. Но еще больше он опасается, что как и записано в договоре, в случае, если аренда зонта не завершена, у него начнут списывать с карты по 50 рублей за каждый час просрочки.
Санкции за просрочку при пользовании прокатом зонтов действительно предусмотрены немалые. При задержке арендной платы более чем на 24 часа арендодатель вправе начислить пени в размере 5 процентов от суммы задолженности за каждый день опоздания. А еще грозит штраф в размере 1 тысячи рублей.
В «ЗонтБери» корреспондента «РГ» заверили, что подобный случай — единичный. К концу сентября этой услугой у них воспользовались около трех тысяч жителей, и все они, по словам оператора, смогли взять зонт в прокат и вернуть обратно. Но что же делать, если у кого-то, как и у Екатерины с Олегом, не обнаружиться кнопки «Вернуть зонт»? «Если такое произошло, надо зафиксировать попытку сдать зонт. У главы семьи, который пытался это сделать, был как минимум один свидетель, — советует адвокат, член правления Международной конфедерации обществ потребителей Диана Сорк. — Дату и время звонка в техподдержку сервиса тоже легко установить. Если ему там не помогли, можно считать, что с этого момента пользование зонтом прекратилось. Может пользователь также обратиться по официальному адресу сервиса и заявить, что готов вернуть зонт: пусть объяснят, когда и куда».
После звонка «РГ» в «ЗонтБери», представители сервиса позвонили Екатерине и Олегу, и сказали, что зонт они могут оставить себе. Бесплатно.