Глубокой ночью 1 ноября 1970 года в пожарную часть французского городка Сен-Лоран-дю-Пон буквально ворвался мужчина. Он кричал: «Помогите, скорее, там горят люди!»
Давайте развлекаться!
В нем не сразу узнали Жильбера Баса, менеджера модного клуба Cinq-Sept, расположенного в двух километрах от города. Иного способа оповестить пожарных не было — в развлекательное заведение не провели телефон.
Клуб открыли весной 1970 года. Муниципалитет медленно решал вопрос официальной выдачи разрешения, и пока чиновники проводили совещания и писали бумаги, Cinq-Sept уже вовсю работал.
Танцевальный клуб представлял из себя кирпичный остов без окон, залы в котором были оформлены в виде замысловатых гротов. Три яруса танцевальных площадок привлекали молодежь со всей округи. Развлекаться в клуб приезжали, в том числе, жители расположенного в 30 км Гренобля.
Группа Les Storms вызвала аншлаг
Поскольку Cinq-Sept был расположен вдали от жилых домов, вечеринки там проходили на всю катушку. Молодые люди были счастливы — здесь старшее поколение не надоедало им своими нотациями.
Вечером 31 октября 1970 года в клубе был аншлаг — в этот день выступала парижская группа Les Storms.
В состав коллектива входили Франк Брушано, Мишель Голдблюм, Ален Сфармон, Адриано Поблез, Бернанрд Вилетт и Эвелин Торо. Созданная в 1967 году группа стремительно набрала популярность, и ей прочили блестящее будущее.
Менеджеры Сinq-Sept были озабочены проблемой безбилетников. В клубе и так сложно было найти запасные выходы, кроме узкого основного. Но даже скрытые от глаз двери, предназначенные для эвакуации в чрезвычайных ситуациях, были заколочены.
Роковая спичка
К половине второго ночи часть публики уже начала расходиться, однако в зале оставалось, по приблизительным подсчетам, до 180 человек.
В какой-то момент один из гостей, закурив, бросил в сторону спичку, толком ее не погасив. Огонь попал на подушку сиденья, которая тут же вспыхнула.
Яркий декор помещений был выполнен из самых дешевых материалов, отличавшихся повышенной горючестью.
По свидетельству очевидцев, молодые люди пытались самостоятельно сбить разгорающееся пламя, но это им не удалось. Пожар распространялся стремительно, вызвав панику.
«На нас буквально посыпались тела сгоревших людей»
Публика бросилась к выходу. Но единственный вход был оборудован турникетом, пройти который можно было лишь после нажатия педали кассиром заведения. А кассир в это время подсчитывал выручку в одном из внутренних кабинетов.
Менеджер клуба Жильбер Бас, поняв, что ситуация развивается катастрофически, сел в машину и помчался к пожарным.
Пока он доехал до города, пока объяснил ситуацию, пока пожарные выдвинулись к месту событий, прошло от 15 до 20 минут.
Когда огнеборцы подъехали к клубу, они не услышали ничего, кроме треска огня. Поначалу они решили, что все успели покинуть помещение.
Но когда пожарные сбить пламя и попали внутрь, то увидели чудовищную картину. Один из них рассказывал: «На нас буквально посыпались тела сгоревших людей».
Клуб был уничтожен полностью. Из его руин извлекли 140 тел, не подлежавших визуальному опознанию. Вырваться из огня смогли около 30 человек, из которых еще шестеро умерли в больнице.
Рокеры из Les Storms погибли в полном составе. Выжившие говорили, что музыканты до последнего помогали выбираться зрителям своего концерта, не считая возможным уйти из зала раньше них.
Не самый строгий суд
Погибли и два менеджера заведения. Так что Бас, вызвавший пожарных, стал главным обвиняемым в деле о непредумышленном убийстве.
Расследование шло под контролем генпрокурора Франции. Количество нарушений при строительстве и эксплуатации клуба зашкаливало.
Бас лишь разводил руками — он работал также, как и его коллеги из других подобных заведений. Все, в принципе, понимали, что теоретически это может плохо кончиться. Но деньги текли рекой, и никому не хотелось уменьшать прибыль, тратясь на пожарную безопасность.
Осенью 1972 года во Дворце Правосудия Лиона начался судебный процесс. Результаты следствия были собраны в 3 тыс. толстых томов.
Помимо Баса на скамье подсудимых оказались чиновник мэрии, причастный к началу работы клуба без оформления соответствующих документов, а также три подрядчика, занимавшихся оборудованием зала.
Суд присяжных признал виновными всех, однако смягчающим фактором стало «фатальное стечение обстоятельств». В итоге наказание составило до 10 месяцев до 2 лет лишения свободы — условно.
История ничему не учит
Родственники погибших были в гневе, но высшая инстанция нашла приговор законным.
Спустя пять лет на месте трагедии открыли мемориал в память о всех жертвах.
История пожара в клубе Cinq-Sept освещалась всем мировой прессой. Но если кто-то и сделал выводы, то хватило их ненадолго. Жажда наживы все равно оказывается сильнее здравого смысла.
Спустя 39 лет в Перми произошел пожар в клубе «Хромая лошадь», жертвами которого стали более 150 человек. Обстоятельства трагедии удивительно схожи с тем, что произошло во Франции.
Воистину, история учит только тому, что ничему не учит.
<!–Расположение: –>