Правительство рассматривает возможность сохранить соглашения РЖД с угледобывающими регионами на гарантированный вывоз твердого топлива в восточном направлении, рассказал источник РБК в кабмине. Этот вопрос обсуждался на совещании под председательством вице-премьера Виталия Савельева с участием глав Минэнерго, Минтранса, Минэкономразвития и железнодорожной монополии в среду, 30 октября.
Почему РЖД вывозит уголь
В 2020 году на фоне дефицита пропускной способности железнодорожной инфраструктуры была введена система квотирования и гарантированных объемов перевозки угля в направлении Восточного полигона: 50% квоты на экспорт твердого топлива распределяется между грузоотправителями пропорционально объемам их заявок с поправкой на пропускную способность морских портов; еще 50% делится между компаниями Кузбасса пропорционально их доле в среднемесячной отгрузке в направлении портов Балтики, Арктики и Азово-Черноморского бассейна.
Вопрос по перевозке угля из регионов стал актуальным на фоне предложения РЖД отказаться от действующей схемы. В октябре гендиректор перевозчика Олег Белозеров обратился к президенту Владимиру Путину с предложением отказаться от соглашений компании с пятью регионами — Якутией, Бурятией, Хакасией, Иркутской областью и Тывой, — кроме Кузбасса, в 2025 году. Путин, в свою очередь, поручил проработать вопрос вице-премьеру Савельеву, министру энергетики Сергею Цивилеву и замглавы администрации президента Максиму Орешкину.
По словам собеседника РБК, знакомого с ходом обсуждения, промежуточное решение подразумевает проработку возможности сохранения угольных квот для Кемеровской области в объеме на уровне 2024 года (в этом году соглашением установлен вывоз оттуда 54,1 млн т и порядка 100 млн т в общей сложности. — РБК), отмену их непосредственно для регионов, но предоставление самим компаниям. Дополнительно предлагается изучить возможность подписать договор о перевозке с Новосибирской областью. «Рассматривается возможность перевода заключения соглашений не с субъектами на уровне администраций, губернаторов и тех, кто уполномочен подписывать, а с субъектами хозяйственной деятельности, а именно с компаниями», — сказал он и уточнил, что конкретные игроки рынка «пока не назывались».
Среди ключевых аргументов, подтверждающих необходимость непродления угольных квот, Белозеров обозначал потенциальные потери РЖД в доходах на уровне 25 млрд руб. Сейчас перевозки в восточном направлении обеспечивают более 30% доходов холдинга, около 60% провозной способности Восточного полигона задействовано для транспортировки угля по соглашениям, указывал он в письме к Путину. При этом доходность перевозок неугольных грузов в 1,8 раза выше доходности перевозок твердого топлива.
Консолидированная выручка РЖД (с учетом 94 «дочек» компании) по итогам 2023 года составила более 3 трлн руб., операционная прибыль и чистая прибыль холдинга — 402,5 млрд руб. и 170,1 млрд руб. соответственно. Соотношение чистого долга к EBITDA у РЖД за 2023 год составило 2,4х. Инвестпрограмма была реализована в объеме 1,2 трлн руб., в 2024 году она оценивается в 1,3 трлн руб.
В аппарате Савельева подтвердили факт состоявшегося 30 октября совещания по соответствующему вопросу. В пресс-службах РЖД и Минэнерго, а также аппарате министра экономического развития Максима Решетникова отказались от комментариев. РБК направил запрос представителю Минтранса.
Какая позиция у сторон
Как поясняет источник РБК в кабмине, суть предложения заключать соглашения на вывоз угля с компаниями напрямую заключается в необходимости привести угольные перевозки в «экономически целесообразный вид»: «Заключение конечных соглашений с конечными грузоотправителями будет иметь более упорядоченную форму в части ответственности, прописывания конкретных объемов вывоза и условий, а также в части соблюдения этих условий на уровне конечных подписантов».
В ходе выступления 17 октября в Госдуме Цивилев заявил, что Минэнерго настаивает на продлении на 2025 года соглашений между РЖД и угольщиками. Кроме того, по мнению ведомства, перевозки твердого топлива в восточном направлении необходимо увеличить. «Позиция Минэнерго, она принципиальная: со всеми угледобывающими регионами, с которыми договор был на этот год, он обязательно должен быть подписан, со всеми без исключения, на следующий год. И не просто подписан, а — второй принципиальный момент — цифра должна быть увеличена», — говорил министр.
Позже, 28 октября, Цивилев в ходе совещания по вопросам угольного раздела «Энергостратегии — 2050» и вывоза угольной продукции отметил важным проработать вопрос установления квот на вывоз топлива в направлении портов юга и северо-запада.
Как ранее писал РБК, Кузбасс также выступает против отмены квот, характеризуя такую меру как «серьезный удар» по отрасли и социальной стабильности регионов, на которые они распространяются. Переориентировать экспорт твердого топлива с востока на западное направление представляется затруднительным ввиду сокращения доступных рынков сбыта, считают в местном Минугля.
По словам источника РБК в кабмине, позиция Минэкономразвития относительно заключения соглашений «взвешенная». Есть достаточный объем грузов с высокой добавочной стоимостью, перевозка которого даст высокий экономический эффект, о чем говорят все участники обсуждения: «Важно учитывать это при оценке ситуации и выработке решений». Среди предложений ведомства — вернуться к дифференциации углей вообще и посмотреть на оценку распределения квот по видам топлива (коксующийся уголь, антрацит и так далее).
Как это скажется на перевозках
Сейчас только восточное направление позволяет «гарантированно зарабатывать» угольным компаниям, напоминает Максим Худалов, главный стратег инвестиционной компании «Вектор Капитал». В этом году РЖД не заключали соглашение с Новосибирской областью в силу более высоких цен на антрацит, существенный объем которого добывается в регионе, — это условие позволяет транспортировать его в направлении южных портов. По итогам 2024 года через порты Дальнего Востока предусмотрен экспорт такого топлива в объеме порядка 5 млн т. Среди компаний, чьи интересы могли бы быть учтены при установлении квот, Худалов указывает на «Колмар» и «Эльгу» (Якутия), а также «СУЭК-Краноярск» и «Востсибуголь». «Большей части экспортеров из Кузбасса прямых договоров с РЖД не понадобится», — говорит эксперт.
По его оценке, при реализации предложения в восточном направлении может быть транспортировано около 95-100 млн т угля в 2025 году. «Низкие цены в отрасли для российских поставщиков вероятно приведут к банкротству ряда компаний и вывезти весь плановый объем вряд ли удастся», — пессимистичен Худалов. По словам представителя «Эльги», в 2025 году компания рассчитывает на вывоз 18 млн т своей продукции в восточном направлении (этот объем соответствует плану 2024-го), а также поддерживает предложение заключать соглашения со всеми «угольными» регионами.
Об этом же говорит и Александр Котов, руководителя направления консалтинга NEFT Research: «Обвал экспорта грозит отрасли большими проблемами, банкротством угольных предприятий. Уже сейчас отмечается большая недозагрузка портов, а сами угольные компании снижают добычу (согласно данным Института проблем естественных монополий, добыча твердого топлива в сентябре 2024 года сократилась на 1,7%, до 35 млн т к уровню сентября прошлого года, всего за девять месяцев — на 0,7%, до 310 млн т. — РБК), иногда просто работая на склад (чтобы не сворачивать производство).
По мнению Александра Слободяника, руководителя аналитических проектов Rollingstock Agency, для того, чтобы предложенная конфигурация была максимально прозрачна, необходимо проработать соответствующую методику.
РБК направил запросы в пресс-службы СУЭКа, «Мечела», «Русского угля», «Сибантрацита», «Кузбассразрезугля», Распадской угольной компании, «Востсибугля».
Читайте РБК в Telegram.