Алексей Махновецкий: Я не зря упомянул космос. Сейчас жизнь диктует для школы много вызовов. Если просто проводить уроки, ориентироваться только на образовательные стандарты, то неизбежен застой. Необходимо найти свою орбиту, проект развития, который поможет выйти на новый уровень.
Как-то очень технично звучит…
Алексей Махновецкий: Так я по первому образованию — управленец, по второму — инженер, а по-третьему — педагог информатики. Так что без алгоритмов никуда. Школа наша — большая: две тысячи ребятишек, сто с лишним учителей. Управлять всеми процессами сродни руководству не самым маленьким предприятием.
Но педагогика — все-таки больше творческий процесс. Технические решения и школе полезны?
Алексей Махновецкий: Однозначно. Для того чтобы организовать индивидуальную работу с каждым ребенком, должны быть до автоматизма отработаны и понятны каждому из учителей общие подходы. Я всегда убеждаю коллег: сколько бы не было в школе детей, нужно постараться увидеть личность каждого и максимально ему помочь развиваться. Но для этого рутинные процессы не должны отнимать много времени. Оформление учителем документов, заполнение дневника, подготовка информации от классного руководителя: все четко и быстро, чтобы учитель мог максимально сконцентрироваться на работе с ребенком. Поэтому в нашей школе педагоги не заняты написанием отчетов, а заполняют чек-листы, которые потом используются для анализа процесса.
Школа сильно изменилась и внешне, и внутренне. Было сложно?
Алексей Махновецкий: Когда восемь лет назад мы закрывались на реконструкцию, школа была далеко не самой популярной. Да и после реконструкции было сложно завоевать репутацию.
Почему?
Алексей Махновецкий: Болезнь практически всех нынешних новых школ, даже в крупных городах, — сформировать профессиональный коллектив. Мы педагогов собирали буквально со всего города. Каждый год принимали по десятку новых учителей. Переманить опытных — сложно. Педагоги с неохотой меняют место работы, особенно если в коллективе сложились хорошие отношения или дом близко. Но зато у нас сейчас большинство учителей — молодежь. Получилась такая цепочка из старожилов-наставников, которые помогали молодым вырасти в профессии. И я как директор тоже был наставником, а не только начальником, контролирующим процесс.
К тому же всех объединила идея, желание создать неповторимое лицо школы. Последние годы мы реализуем проект, который называется «Первая школьная IT-компания». Создаем все для ребят, чтобы они развивались в техническом направлении.
Кстати, а почему вы с образованием инженера пошли в педагогику?
Алексей Махновецкий: Я с 16 лет работал на заводе — потому и инженерное образование. Но настал момент, когда рутинный труд, связанный с техникой, перестал радовать. Захотелось творческого человеческого общения, и пошел трудиться учителем информатики в небольшую школу поселка Совхозный, что на окраине Екатеринбурга. А затем, получив диплом педагога, там и остался на 13 лет. Стал директором. Знал каждый уголочек и понимал скрытый потенциал.
Но при этом не ушли с головой в управленчество и не отказались от преподавания. Почему?
Алексей Махновецкий: Считаю, что каждый директор должен вести уроки.
Подходы в педагогике на протяжении времени обычно остаются неизменными, а вот ребята меняются. Разный возраст, другие поколения. Нужно понимать эти изменения, чувствовать возможные новые воспитательные риски. А без непосредственного общения с детьми директору это сделать сложно. Если директор не осознает, что перед ним в первую очередь люди, личности, он не может руководить школой, и в этом суть. Ребенок в школе взрослеет, и вот это совсем не технический процесс, где главное — соблюсти регламенты.