– И куда нам теперь? – задается вопросом мой спутник и быстро пересекает рельсы, отъезжая в сторону. Я следую за ним. Наконец, через минут 10 мы оказываемся перед главным входом на территорию Южного автовокзала Уфы. Сюда корреспондент “РГ”, члены Общественной палаты республики, люди с ограниченными возможностями здоровья приехали проверить, сможет ли маломобильный гражданин самостоятельно приобрести билет и сесть на междугородний автобус.
Итак, путь от парковки для инвалидов до входа на загороженную территорию был проблематичным, но и въезд на территорию тоже не порадовал – там не было полагающегося пандуса с поручнями, так что нашему эксперту Олегу пришлось заезжать в здание через отдельную дверь, которую специально для него открыла начальник автовокзала. А если бы ее не было на месте?
Здание автовокзала построено без учета потребностей маломобильных граждан
Внутри здания настал через высказаться инвалиду по зрению Булату Сафину и паралимпийскому чемпиону, главе уфимской организации Всероссийского общества слепых Андрею Коптеву. Они стали простукивать полы в поисках тактильной плитки – она здесь была, но очень старая. Здесь же на полу имелись специальные ленты, по которым с помощью трости слепые должны самостоятельно передвигаться по автовокзалу. Только вот наши эксперты так и не поняли, куда она их должна привести. В этом могла бы помочь мнемосхема (тактильная карта здания с пояснениями, написанными шрифтом Брайля), которую, по правилам, устанавливают справа от входа в здание на расстоянии не более трех метров. Булат и Андрей растерянно искали ее на ощупь, пока сотрудники автовокзала не подсказали, что она висит слева от входа.
– Да она исцарапанная и потерта до такой степени, что ничего не разобрать, – воскликнул Булат Сафин, ощупывая табличку.
Вместе эксперты заявили, что так и не поняли, где и какая платформа находится и куда какой автобус подъедет.
– Тут нам без помощи не обойтись! – был их вердикт.
– Здание автовокзала построено в 1968 году без учета потребностей маломобильных граждан, – посетовала начальник автовокзала Алсу Тимошенко. – В следующем году у нас планируется реконструкция первого этажа, и все требования доступной среды будут учтены. Службы сопровождения у нас нет, но обычно нам звонят заранее и предупреждают о приезде маломобильного гражданина.
По словам руководителя, инвалидов обслуживают в специальной кассе и помогают сесть в салон автобуса.
Следующим пунктом нашего рейда стал железнодорожный вокзал Уфы. У колясочников не возникло сложностей с передвижением, в отличие от слепых и слабовидящих. Они попробовали самостоятельно войти и прогуляться по вокзалу, но сделать этого не получилось. На входе не сразу обнаружилась мнемосхема, да и тактильные плитки пришлось поискать.
– Если бы я шел один, то после входа пошел бы перпендикулярно в поисках тактильной плитки до первой преграды, как робот-пылесос, – поделился Булат Сафин.
Мнемосхема нашлась, но достаточно далеко от входа. По мнению Булата Сафина, эти недочеты легко устранить, а в целом на железнодорожном вокзале создана удобная система помощи маломобильным гражданам за счет горячей линии и службы сопровождения.
Международный аэропорт Уфа, несмотря на работы по реконструкции, участники мониторинга единогласно признали лидером по уровню доступности для инвалидов среди трех объектов. Здесь у входа мнемосхемы также не оказалось, однако она есть, да еще и с QR-кодом для получения голосовой информации. Его апробация оказалась успешной. Кроме того, приятно удивило паралимпийца наличие такой мнемосхемы у входа в санузел для инвалидов.
– Неприятно на ощупь искать в туалете раковину, унитаз или кнопку вызова персонала. Здесь же о нас позаботились. Так что аэропорт Уфы на данный момент является эталоном доступной среды. Все продумано до мелочей: от встречи на остановке до сопровождения на борту самолета, – подчеркнул паралимпийский чемпион Андрей Коптев.
Источник Российская газета Башкортостан