Русский сантехник
— Егор Дорожкин — командир-основатель монтажной команды «Дорожкин PRO», — представляется он. — И лучше не сантехник, и не слесарь, а монтажник. Это совершенно разные вещи.
Сантехник, дескать, — это узкий специалист по унитазам, раковинам и прочему санфаянсу. Определение идет еще из советской номенклатуры КЗОТ, где каждому мастеру были прописаны свои обязанности и компетенции. А до слесаря, который уже может управлять водяным хозяйством дома, тогда нужно было еще дорасти.
Размышляю, что, например, слесарь Серега в нашем ТСЖ отвечает за все водяное хозяйство: от текущих труб и засоренных унитазов до тепла в батареях. Поэтому не сразу могу понять грань, где кончается одно и начинается другое, но соглашаюсь. А вот когда пытаюсь себе объяснить, как хороший выпускник спортивного лицея, а потом и строительного вуза, стал главным по трубам, пазл вовсе не складывается.
— Все просто, я же из инженерной династии, — объясняет Егор. — Мой отец и старший брат тоже окончили строительный институт по специальности «Водоснабжение и водоотведение».
Путь мой был заказан!
Дорожкин вспоминает, что к слесарному ремеслу отец Владимир Геннадиевич начал приобщать его лет с 15, а будучи старшеклассником, вместе с братом он уже ремонтировал студенческое общежитие. Сами срезали старые трубы, вытаскивали разбитые раковины и меняли их на роскошные, ну так тогда казалось, новенькие. Батя со стороны только осуществлял надзор за процессом. Кстати, глава семейства, прежде чем стать инженером в Газпроме, изрядно потрудился обычным сантехником в ЖЭУ. Исходя из опыта уже и сына наставлял.
Когда кандидат в мастера спорта по дзюдо Егор Дорожкин оканчивал лицей, путь на «физвоспитание» в самарский пединститут ему был открыт без экзаменов. Но отец, не давя, а размышляя вслух, заметил: «Пока ты востребованный спортсмен, конечно, но уже весь поломанный. Еще одна серьезная травма, и не вывезешь. Кому ты будешь нужен, школе на мизерную ставку физрука? Давай подкачаем физику с математикой и поступишь в строительный вуз. Голодным в жизни точно не останешься».
Сын отца послушался и ни разу о том не пожалел. После окончания строительного и службы в армии (не где-нибудь, а в Сибири, в ракетных войсках стратегического назначения) устроился в самарский Водоканал. Зарплата тогда была чуть больше 20 тыс. рублей, но одному, без семьи, хватало. Да и место по тем временам, 2012 год, было престижным. Просто так с улицы в Водоканал не брали. Кадровый голод не испытывали, не то что нынче… Но у Егора был там «блат» в виде старшего брата. А попахав свое на ремонте наружных сетей (это когда и по ночам, и в мороз, и когда обычные горожане пьют шампанское за праздничным столом, а ты мокрый насквозь), решил перейти под крышу, к сетям внутридомовым.
На изгибе трубы
Свою нынешнюю профессию Егор называет «специалист-монтажник ОВиК», то есть отопление, водоснабжение, канализация. А посему в его задачи не входит прочистка засорившихся унитазов и замена ржавых труб в хрущевках, хотя и это, если придется, сумеет легко.
Сегодня он вместе с командой занимается авторским, как они его называют, монтажом коммуникаций в жилых зданиях. Почему авторским? А потому что нет двух похожих домов или квартир, а если и найдутся, то хозяева там точно будут разные: все со своим понятием красоты и комфорта. Так что каждый узел приходится проектировать и монтировать индивидуально.
За последнюю пару десятилетий отрасль эта изменилась колоссально. И еще вчера казавшийся суперспасением в период отключения горячей воды водонагревательный бак выглядит сегодня архаикой. Ему на смену пришел проточный нагреватель, монтируемый прямо под смеситель.
Удивить сантехникам, если финансовые возможности хозяина позволяют, есть чем. Говорящие — они же музыкальные унитазы. Система подогрева парковок и придомовых дорожек, чтобы не заморачиваться с чисткой снега и наледи. Таким же образом можно оборудовать крышу дома, спасая ее от сугробов и случайного падения тех же сугробов на головы прохожим.
— Биде уходит в прошлое. Если где и остались, то используются хозяевами для мойки кроссовок или как подставка под тазик. На смену им приходят санитарные души, размещенные рядом с унитазами. Появились современные системы водоподготовки, отопления, гасители гидроударов, — рассказывает мастер. — Другими стали надежность и свойства материалов, технологии. Сегодня несмотря на все санкции на рынке очень много европейских брендов. Они переименовываются, переносят свои производства в Китай и продолжают поставлять нам качественное оборудование. И работая с европейскими материалами, монтажники России и Белоруссии на голову выше своих европейских и американских коллег.
А все дело в том, как поясняет Егор, что у нашего человека душа широкая: «У них оплата по времени, а у нас за сделанную работу, что более справедливо. У нас дешевый газ и вода в сравнении с европейцами, и поэтому все делается с запасом и прочности, и ресурса. Если европейцы все минимизируют, то у нас можно делать разводку по отдельной трубе на каждую точку. У нас срок службы металла полимерной трубы — 50 лет, а если кто медь поставил — так это вечная классика. Но с медью надо уметь работать, правильно ее гнуть, учитывать электромеханическую коррозию при стыковке с тем же алюминием. Поэтому соединяем их только через латунную проставку».
После института все только начинается
Институт, даже профильный, не учит хорошо работать ни руками, ни головой. Он только дает общую базу и помогает системно добывать новую информацию. За это Дорожкин ему очень благодарен. Но учится, да еще в постоянно меняющемся мире технологий и материалов, постоянно.
— Я являюсь членом национальной ассоциации монтажников инженерных систем, что дает возможность быть в курсе самых новых технологий. Учился на нескольких миссиях ведущих производителей оборудования сантехнической отрасли, сдавал экзамены и проходил аттестации. Так же поступают и члены моей команды, — говорит Егор.
К слову, команда Дорожкина кроме него самого состоит еще из двух его учеников, выросших до мастеров. Оба, прежде чем заняться монтажом сантехники и теплового оборудования, отучились в колледжах по другому профилю. Но остановили выбор на этой профессии. Может, это Егор им шепнул по секрету слова отца: «Никогда голодным не будешь, если захочешь!».
Как утверждает Егор, хороший сантехник в Самаре может заработать от 100 до 500 тысяч рублей. При условии, что он мастер, умеет много трудиться и ладить с людьми.
— Хороших профессионалов много, но для меня это больше чем работа. Это стиль жизни, субкультура. Ни минуты свободной. В четверг вот позвали спикером на мероприятие для дизайнеров, просят рассказать о современных методах водоподготовки. Пойду, люди должны делиться знаниями в том числе. А то бывает обидно, как много еще промышляет на нашем поле мошенников. Это когда горе-мастер взял деньги у клиента, но, сделав работу некачественно, не собирается устранять огрехи или вовсе пропадает. Я за честный труд. Заказчик платит деньги, чтобы сделать один раз на полвека и пользоваться этим с удовольствием. •
Блиц-опрос
У тебя есть мечта?
Я так много провожу времени на работе, что мечтаю о безделье. Наладить работу команды так, чтобы она функционировала без моего вмешательства. Отоспаться, ну хотя бы неделю.
Твое хобби тоже связано с трубой?
Нет, с гитарами разными. А раньше играл в группах, сегодня чаще для себя и друзей. Еще играю в любительской лиге хоккея.
Какие пять вещей окажутся для тебя самыми важными, если попадешь на необитаемый остров?
— Нож, топор, опреснитель для воды, спички, фольгированное одеяло. Я бывалый турист, не пропаду.
Минимум оборудования, необходимого тебе в доме?
Отопление, чтобы обогревало комнату до 22 градусов тепла, унитаз, душевая, мойка на кухне и холодильник. Все остальное — излишества.
Источник Российская газета Башкортостан