При устройстве на работу, мало кто готов к острым моментам, но редко кто может их избежать. В частности мы конфликтуем и с начальством. Как избежать этого столкновения, а если не удалось, то уладить конфликт и при этом отстоять свои интересы , aif.ru рассказала предприниматель, наставник по бизнесу Лиана Давидян.
Споры на работе порой возникают из-за самых неожиданных вещей. Например, по данным исследовательского центра одного из самых известных рекрутинговых порталов, трое из десяти офисных сотрудников ссорятся из-за … кондиционеров. Но бывают проблемы и посерьезнее. Порой разногласия с руководителем могут приобретать угрожающие масштабы. Чтобы избежать крупных и мелких конфликтов в коллективе, важно понять их причины. Большинство проблем так или иначе связано с личными качествами работников, их способностями и общей психологической атмосферой в компании. К сожалению, часто нарушения возникают со стороны работодателя.
Своя рука владыка
«Несмотря на российское трудовое законодательство, до сих пор невыплата или задержка заработной платы остаются распространенным явлением, — рассказывает эксперт. — В 2022 году Роструд получил более 67 тысяч обращений от сотрудников, с которыми не рассчитались предприятия. Общая сумма долгов составила около 900 миллионов рублей. К этой же категории можно отнести и требования работать сверхурочно без дополнительного вознаграждения. Отказ предоставить оплачиваемый отпуск также становится причиной конфликтов, не говоря уже о некомфортных и небезопасных условиях труда».
Как решать. По мнению эксперта, такого рода ситуации не должны замалчиваться. Они требуют от работника минимальной юридической грамотности, чтобы уверенно отстаивать свои права. Для этого необходимо сначала напрямую поговорить с начальством. Если нарушение не будет устранено или руководство не предложит компромиссного решения, то следует обратиться за юридической помощью и в суд.
Осеннее обострение
К конфликту порой приводят и психологическое давление и унижение человеческого достоинства работника со стороны руководителя. Увы, не каждый начальник является воспитанным человеком, способным найти подход к сотрудникам и выстроить правильные взаимоотношения с коллективом. Более того, согласно опросам, почти 25% людей, став начальниками, готовы уволить или понизить в должности своих коллег. Это часто проявляется в создании напряженных условий труда, где придирки, давление и даже оскорбления становятся рутинными.
Как решать. Эксперт советует постараться сразу же пресечь агрессивное поведение руководства и завести откровенный разговор о причинах негатива, чтобы попробовать настроить начальство на корректное общение. Если же обратиться напрямую не получается, можно попросить о поддержке людей, имеющих авторитет и влияние в коллективе. Когда ни то, ни другое не помогло, придется искать другое место работы. Не надо бояться что-то менять в своей жизни. Порой это становится началом нового, более успешного этапа в карьере.
Ошибки коммуникации
По мнению нашего эксперта, зачастую конфликтные ситуации на работе возникают не потому, что стороны трудовых отношений нарушают закон, мораль или нормы приличия, а потому, что не могут понять друг друга. Намеренно или бессознательно люди часто искажают информацию, что также создает неприятные ситуации. Например, когда один человек привык все преувеличивать, другой может воспринять это как обман или попытку манипулировать.
Трудности в общении — одна из самых распространенных причин конфликтов, корни которой лежат очень глубоко. Многие люди просто не умеют правильно строить диалог и внимательно слушать собеседника. Отсюда часто возникают недопонимание и даже обиды. Из-за неоднозначных или двусмысленных формулировок сотрудник и руководитель подчас неверно интерпретируют слова друг друга. Различным может быть толкование жестов, мимики и других невербальных сигналов. Простейший пример: начальник поручил подчиненному подготовить отчет к обычному сроку. Сотрудник не понял, что это должно быть сделано к концу текущей смены, и выполнил задание только на следующий день. Руководитель, не получив документ вовремя, решил, что сотрудник безответственно отнесся к задаче, и сделал ему выговор. Работник, в свою очередь, был уверен, что шеф имел в виду срок до конца недели. Он посчитал наказание несправедливым, и открыто выразил свое недовольство. В результате между ними возник конфликт.
Как решать. Просто нужно научиться пользоваться обратной связью. Не надо бояться задавать наводящие и уточняющие вопросы, чтобы исключить возможность недопонимания, разночтений. А также обращаться к помощи тех, у кого лучше получается коммуницировать с руководителем. Можно спросить у коллег, что они думают по поводу тех или иных поручений начальства. Этот прием обычно работает безукоризненно.
Различия в убеждениях
Позиция сотрудников по тому или иному принципиальному поводу нередко является причиной возникновения конфликтов в трудовом коллективе. Например, одни люди считают свою работу простым выполнением поставленных задач, а другие — призванием, которое требует развития и совершенствования. Коллег могут столкнуть лбами противоположные взгляды на баланс между карьерой и личной жизнью. Трудоголики-начальники с трудом понимают подчиненных, которые стремятся к более гармоничному распределению времени. Острые дискуссии разгораются также на почве принятия решений, социальной ответственности, отношений к лидерству, риску. Камнем преткновения могут стать культурные и поведенческие особенности. Сотрудники с разным мировоззрением иногда непредсказуемо относятся к корпоративной этике и регламентам. Такое разделение вызывает конкуренцию, снижение сплоченности, ухудшение микроклимата.
Как решать. Для минимизации конфликта важно уделять внимание развитию здоровых коммуникативных навыков. Можно или полностью вывести за рамки делового процесса споры, не относящиеся к выполнению прямых рабочих обязанностей, либо отказаться от работы с теми, чьи ценности, убеждения и культурные нормы кардинально отличаются от ваших. Что-то доказывать человеку, чье мнение радикально не совпадает с вашим, не стоит в любом случае.
Как снизить риск конфликтов с руководителем
Создание здоровых отношений с начальством — дело непростое. При этом важно помнить, что у вас есть не только права, но и обязанности. Чтобы соблюсти баланс интересов, наш эксперт советует поддерживать и укрупнять в себе такие качества, как:
-
Информированность. Поддержание мирной обстановки на работе потребует от вас четкого понимания ожиданий и требований руководства. Постарайтесь получить максимально полное представление о своих должностных обязанностях, целях, а также ключевых показателях эффективности.
-
Позитивное и конструктивное общение. Необходимо придерживаться открытого и уважительного стиля общения с начальством. Учитесь слушать и понимать коллег. Старайтесь чаще инициировать обратную связь, чтобы понимать, как оценивается ваша деятельность. В случае появления проблем обсуждайте их конструктивно, фокусируясь на решениях, а не на поиске виноватых. Избегайте критики организации или действий руководства при других сотрудниках. Стремитесь к конструктивному разрешению возникающих противоречий. Ведь ни вы, ни адекватный руководитель не заинтересованы в раздувании конфликта.
-
Ответственность и продуктивность. Все свои обязанности нужно выполнять качественно и в срок. Проявляйте инициативу, вносите предложения по улучшению рабочих процессов.
-
Контроль над эмоциями, адаптивность. Важный навык — умение быть гибкими и готовыми адаптироваться к переменам. Старайтесь сохранять спокойствие и объективность даже в стрессовых ситуациях, не допускайте эмоциональных всплесков, общения на повышенных тонах. Воздерживайтесь от резких суждений, контролируйте свои реакции.
«Следование этим рекомендациям не гарантирует полного отсутствия разногласий, но значительно снижает вероятность их перерастания в глобальные конфликты. Взаимные усилия в нужном направлении позволят создать в коллективе благоприятную атмосферу доверия, сотрудничества и вовлеченности», — резюмирует Лиана Давидян.
<!—Расположение: —>