Президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин предложил наделить Государственную транспортную лизинговую компанию (ГТЛК) статусом института развития. Об этом он заявил на форуме «Общественный транспорт 2024».
«ГТЛК должна стать полноценным государственным институтом развития. Считаем целесообразным закрепить в нормативных документах статус ГТЛК как института развития транспортной отрасли», — сказал Шохин.
Де-факто ГТЛК уже является институтом развития, заявил РБК глава компании Евгений Дитрих. «ГТЛК имеет уникальную модель функционирования за счет охвата всех ключевых сегментов транспортной отрасли. Наша миссия в том, чтобы оказывать системную поддержку нуждающимся в прорывном развитии отраслям в условиях ограниченности бюджетов», — добавил он.
Как пояснил Евгений Дитрих, работает это следующим образом: ГТЛК инициирует или берет в работу стратегическую государственную задачу, структурирует проект и обеспечивает финансовое моделирование. В дальнейшем компания привлекает государственные инвестиции, в том числе льготное возвратное финансирование из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Кроме того, для проектов ГТЛК используются средства региональных бюджетов, а для масштабирования проекта и сокращения финансовой нагрузки на бюджеты всех уровней часть инвестиций привлекается с рынка.
«Одна из ключевых функций ГТЛК как института развития — выступать базовым заказчиком транспорта. Разделение таким образом производителя, поставщика и оператора транспортных средств обеспечивает прозрачность на всех этапах и повышает качество продукции. Законодательное закрепление статуса «институт развития» за ГТЛК позволит обеспечить оперативное решение задач по модернизации транспорта и инфраструктуры в рамках новых национальных проектов посредством «одного окна», — заключил Дитрих.
Как государственная лизинговая компания ГТЛК занимается поставками российской техники. Сейчас ее парк законтрактованной техники насчитывает 325 единиц воздушного флота (самолеты и вертолеты), 357 единиц морских и речных судов, около 100 тыс. вагонов, более 2,5 тыс единиц беспилотных авиационных систем (БАС); парк автобусов, троллейбусов и трамваев, поставленных ГТЛК, к концу текущего года вырастет до 15 тыс. единиц.
Компания также реализует инвестиционные проекты с использованием средств ФНБ по поставке самолетов и вертолетов российским авиакомпаниям, в частности дальневосточной авиакомпании «Аврора». ГТЛК является базовым заказчиком гражданских беспилотников для государственных ведомств и заказчиком первых российских высокоскоростных поездов под ВСМ Москва-Сантк-Петербург.
Помимо этого, компания занималась привлечением инвесторов в строительство порта «Лавна» в Мурманской области, который призван стать одним из транспортных узлов на маршруте Северного морского пути (СМП). В Мурманске компания также займется созданием судоремонтного кластера на базе Мурманского морского рыбного порта (ММРП), национализированный в 2023 году.
Финансы ГТЛК
В 2022 году компания зафиксировала максимальный в своей истории убыток (55,8 млрд рублей) на фоне санкций США, Евросоюза и Великобритании. Из-за них была остановлена деятельность международной лизинговой платформы GTLK Global, на которую приходилось до трети от совокупной выручки группы и активы в размере порядка $4,6 млрд. Но уже в 2023 году ГТЛК вновь вышла в прибыль, которая составила 113 млн руб. В первом полугодии 2024 года ГТЛК сократила чистую прибыль по РСБУ — с 15,9 млрд рублей до 102,8 млн рублей. Единственный акционер компании — РФ, управление осуществляют Минтранс и Минфин.
По словам гендиректора «INFOLine-Аналитики» Михаила Бурмистрова, речь идет об институционализировании того, что фактически уже есть. «Концептуально речь может идти о еще более глубокой встроенности в процессы стратегического развития отраслей. По большому счету, статус института развития добавляет приоритетности с точки зрения деятельности компании», отмечает эксперт.
При этом сейчас нет единой нормативно-правовой базы и унифицированных требований к организационно-правовым формам институтов развития, указал Бурмистров. Пока сложно сказать, получит ли ГТЛК новые преференции с новыми статусом, потому что «это настраивается индивидуально для каждого института развития».
С Бурмистровым согласна и Александра Галактионова из Sherpa Group. По ее мнению, ГТЛК уже выполняет функции института развития, так как реализует различные льготные программы с госучастием и участвует в реализации четырех национальных проектов («Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры», «Безопасные качественные дороги», «Беспилотные авиационные системы» и «Цифровая экономика РФ»).«Официально закрепить за ГТЛК такой статус было бы логично с формальной точки зрения, так как структура институтов развития станет понятнее. Самой же компании этот статус вряд ли даст прямую выгоду, возможно станет проще согласовывать дополнительные объемы финансирования и инициировать новые льготные программы. Но гарантий на получение допсредств сам по себе он не даст», — заключает Галактионова.