Московская межрегиональная транспортная прокуратура инициировала проверку жалоб сотрудников авиакомпании «Аэрофлот» на несоблюдение режима труда и отдыха, сообщили РБК в пресс-службе надзорного ведомства.
«По доводам обращений профсоюза и работников авиакомпании и.о. межрегионального транспортного прокурора Юрий Городков дал поручения незамедлительно организовать проверочные мероприятия и принять исчерпывающий комплекс мер реагирования», — заявили в пресс-службе ведомства.
Сотрудники транспортной прокуратуры провели встречу с работниками «Аэрофлота» накануне, 23 октября. Стороны обсудили вопросы соблюдения режима труда и отдыха пилотов, а также защиту экипажа от авиадебоширов. Как уточнил президент Шереметьевского профсоюза летного состава (ШПЛС) Игорь Дельдюжов, который принимал участие во встрече, речь идет о продлении коллективного договора с «Аэрофлотом» до конца 2025 года в новой редакции и «многочисленных нарушениях норм рабочего времени и отдыха экипажей». По его словам, в первом случае ухудшаются права и социальные гарантии сотрудников, во втором — графики работы меняются менее чем за пять дней из-за внедренной системы «многобазовости».
Как уточнил Дельдюжов, при так называемом механизме «многобазовости» крупные аэропорты России и за рубежом стали считаться «домашними». По его словам, после рейса пилоты оказываются «на базе» — «почти дома», готовятся к следующему вылету, а по документам — отдыхают. Итогом стало лишение законных выплат за фактически отработанное время, рост нагрузки и угроза безопасности полетов, отмечает президент ШПЛС.
По факту нарушения процедур продления договора ШПЛС уже публиковал обращение к главе «Аэрофлота» Сергею Александровскому в сентябре. По словам Дельдюжова, «прокуратура хорошо осведомлена о ситуации в компании и отрасли в целом», однако «ключевые проблемы остаются нерешенными».
Представители «Аэрофлота» заявили о стремлении к соблюдению требований трудового законодательства и защите интересов работников. В авиакомпании пообещали рассмотреть озвученные проблемы.
ШПЛС подал жалобу на увеличение полетных смен и снижение выплат 26 августа, после чего Ространснадзор вынес предостережение «Аэрофлоту». В частности, ведомство сочло механизм «многобазовости» противоречащим законодательству. По результатам проверки, полетное время также превышало 89 часов в месяц при норме в 80 часов (допускается ее увеличение до 90 часов при согласии пилотов). «Аэрофлот» не согласовывал продление полетных смен с уполномоченным профсоюзом, выяснило надзорное ведомство.
Авиакомпания должна рассмотреть предостережение до 20 ноября, после чего уведомить Ространснадзор о принятом решении. Если она не согласна с перечисленными требованиями, то может подать свое возражение. На этом этапе предостережение может быть частично или полностью отменено или оставлено без удовлетворения. Дальнейшие споры будет рассматривать суд.
Ранее «Аэрофлот» сообщил об увеличении числа зимних направлений до 260, что на 8% больше, чем в прошлом сезоне.