В разгар пандемии COVID-19 15 апреля 2020 года появился первый беззаявительный сервис Социального фонда России (СФР) — оформление сертификата на материнский капитал. Фонд начал предоставлять сертификат проактивно, направляя его гражданам в личный кабинет на портале «Госуслуги». Это избавило родителей от необходимости выходить из дома и риска заразиться коронавирусом. Как отметил председатель Социального фонда России Сергей Чирков, в сложных условиях благодаря этой новации семьи смогли получить одну из самых востребованных мер господдержки.
«За первый год пандемии Соцфонд оформил 1,2 миллиона сертификатов на маткапитал, в том числе 641 тысячу — дистанционно (53 процента). А всего с момента введения проактива материнский капитал получили в личном кабинете на портале «Госуслуги» более 3,5 миллиона семей», — сообщил Чирков.
В аналогичном порядке, беззаявительно, с 15 июля 2020 года СФР оформляет СНИЛС новорожденным. Это стало возможным благодаря межведомственному взаимодействию с органами ЗАГС. Как только в СФР поступают сведения о рождении, фонд открывает ребенку индивидуальный лицевой счет и присваивает ему страховой номер.
В 2023 году Социальный фонд беззаявительно назначил почти 62,5 миллиона пособий, пенсий и различных выплат, в том числе пособия по временной нетрудоспособности и при рождении ребенка, а также ежемесячную денежную выплату людям с инвалидностью и ветеранам боевых действий. Также в случае инвалидности Соцфонд проактивно оформляет гражданам пенсии, а демобилизованным участникам СВО — электронные сертификаты на технические средства реабилитации.
В тех случаях, когда для получения пенсии или пособия требуется подать заявление, СФР сам собирает необходимые сведения при межведомственном взаимодействии, освобождая граждан от необходимости предоставлять документы. Так, для оформления единого пособия семье из трех человек фонд направляет порядка 200 запросов в разные ведомства (МВД, Федеральную налоговую службу, Росреестр и т. д.). Взаимодействие с ними ведется по электронным каналам коммуникации. Это ускоряет обработку заявления и принятие решения по нему. Обращение за единым пособием Соцфонд рассматривает до 10 рабочих дней, а в некоторых случаях и быстрее. СФР анализирует сведения о самых важных жизненных событиях, в связи с которыми возникает право на социальные выплаты федерального уровня. Оперируя этой информацией, фонд не ждет, когда люди обратятся к нему за помощью. Он проактивно информирует граждан о том, какие меры социальной поддержки доступны им в конкретных жизненных ситуациях, а в некоторых случаях сразу предоставляет их автоматически.
Цифровые услуги СФР занимают пять первых мест среди лучших сервисов портала «Госуслуги»
В этом году количество жизненных событий, при наступлении которых СФР рассылает такие проактивные уведомления, достигло 11. Среди них рождение ребенка и достижение им определенного возраста, установление инвалидности, наступление пенсионного возраста. По прогнозам Соцфонда, до конца этого года свыше 6 млн человек будут проинформированы о положенных мерах государственной поддержки.
Что такое «Социальное казначейство»
В 2021 году правительство России утвердило Концепцию цифровой и функциональной трансформации социальной сферы. Один из ее важнейших элементов — «Социальное казначейство». Это организационно-технологическая модель предоставления господдержки на основе единой цифровой платформы. Говоря простым языком, это база сведений о гражданах, которая позволяет выявлять среди них нуждающихся и оказывать полагающуюся им помощь при их минимальном личном участии.
Принципы и подходы «Социального казначейства»:
• Упрощение и ускорение. Меры поддержки назначаются в связи с жизненными ситуациями. В большинстве случаев — без истребования от граждан подтверждающих документов.
• Адресность. Технологии помогают выявлять нуждающихся граждан, уведомлять их о положенных мерах и услугах.
• Проактивность. Выплаты и льготы предоставляются в беззаявительном порядке либо на основании одного заявления.
• Единые стандарты. Модель «Социального казначейства» стандартизирует все процессы и обеспечивает равный доступ к социальной поддержке для всех граждан.
• Единые каналы коммуникации. Круглосуточный доступ к социальным услугам и информации обеспечивают Единый контакт-центр, а также федеральный портал госуслуг.
• Единая информационно-технологическая база. Государственная информационная система «Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере» (ГИС ЕЦП) аккумулирует данные обо всех получателях социальных услуг.
Внедрение «Единой централизованной цифровой платформы в социальной сфере» проходит в три этапа. Первый из них уже завершен. В дальнейшем планируется перевести в формат «Социального казначейства» предоставление всех 73 мер господдержки, установленных сегодня на федеральном уровне. Необходимые для этого процессы также будет обеспечивать ЕЦП.
Где преобладает электронный формат
По ряду услуг востребованность цифровых сервисов близка к 100 процентам, сообщают в Соцфонде. В числе таких услуг:
• информирование о назначенных мерах соцподдержки, социальных услугах и выплатах;
• информирование о состоянии индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования, а также о вероятном размере будущей пенсии;
• получение сертификата на материнский (семейный) капитал и выписки об остатке средств на нем.
Среди других соцуслуг, которые граждане предпочитают получать в электронной форме, — оформление пенсий и детских пособий, ежемесячных выплат по уходу за детьми с инвалидностью или за инвалидами с детства I группы.
Вот как, например, происходит сегодня назначение страховой пенсии по возрасту в автоматическом режиме. За месяц до наступления пенсионного возраста человеку, имеющему российское гражданство, необходимые ИПК и страховой стаж, СФР направляет уведомление о возможности подать на портале «Госуслуги» заявление о назначении пенсии в автоматическом режиме.
Предварительно электронный сервис задаст будущему пенсионеру несколько вопросов, позволяющих уточнить полноту учета его прав, и рассчитает размер его пенсии. Если гражданин с устанавливаемой суммой согласен, достаточно кликнуть по кнопке на экране — и в течение трех часов в его личный кабинет поступит уведомление о назначенной пенсии. Предоставить в СФР документы, подтверждающие пенсионные права, потребуется только в случае, если будущий пенсионер не согласен с полнотой сведений на индивидуальном лицевом счете. Вся система взаимодействия фонда с людьми выстроена так, чтобы большинство мер поддержки или услуг можно было оформить из дома.
При наличии у пенсионера права на федеральную социальную доплату к пенсии она будет установлена беззаявительно.
Цифровые услуги Соцфонда занимают пять первых мест среди лучших сервисов портала «Госуслуги». По итогам голосования пользователей в этот рейтинг вошли:
• электронная справка о выплатах СФР за определенный период;
• выписка по сертификату на материнский капитал;
• выписка из электронной трудовой книжки;
• справка о размере пенсии и выплатах СФР на текущую дату;
• справка о статусе предпенсионера.
Сергей Чирков, председатель Социального фонда России:
«Предоставление госуслуг в электронном виде происходит быстрее и проще. Это важно и для граждан, и для государства. Люди получают меры социальной поддержки с минимальными затратами времени и сил. А государству цифровые технологии помогают выявлять граждан, нуждающихся в поддержке, и им помогать. Кроме того, механизмы «Социального казначейства» позволяют более эффективно управлять государственными ассигнованиями на социальные цели».
Фото: Алекчандр Астафьев/POOL/ТАСС
Почему социальная сфера стала одним из лидеров цифровизации
Татьяна Голикова, заместитель председателя правительства Российской Федерации:
«Цифровая трансформация — одно из приоритетных направлений развития социальной сферы России. Она дает государству инструменты, позволяющие более эффективно выявлять и удовлетворять нужды людей. От успешной работы Соцфонда зависит благополучие десятков миллионов граждан. Внедрение по поручению президента России Владимира Путина принципов «Социального казначейства» за короткий срок изменило практику предоставления федеральных мер поддержки и социальных услуг. Стали более прозрачными все процессы. Упрощены процедуры — теперь не требуется предоставление со стороны граждан различных документов и справок, посещение инстанций. Во многих случаях помощь государства происходит без каких-либо усилий со стороны человека, сразу по факту жизненного события. И самое главное, увеличено количество получателей социальной поддержки. Теперь она предоставляется более адресно — тем, кто действительно в ней нуждается».
Фото: РИА Новости
Цифры и факты
— Оформление пенсий и пособий сокращено с 10 до 5 дней.
— C 2024 года беззаявительно оформляется пенсия по потере кормильца, устанавливается ЕДВ ветеранам боевых действий и формируется электронный сертификат на техсредство реабилитации участникам СВО.
— Беззаявительно принято 100% решений о назначении федеральной соцдоплаты к пенсии, 88% — об оформлении сертификата на получение маткапитала, 84% — об установлении ЕДВ, 33% — о назначении пенсий.