Ваш выход
В беседе с «РГ» отраслевые эксперты отмечают, что, как и все существующие инструменты поиска допфинансирования бизнесом, публичное размещение имеет ряд плюсов и минусов, но первых в рамках нынешней конъюнктуры российского финансового рынка все же больше. Особенно когда речь идет о технологических компаниях.
«С учетом крайне дорогих кредитов, которые могут в ближайшее время стать еще дороже, привлекать заемные средства технологическим компаниям, чаще всего не обладающим высокой маржинальностью и большую часть средств вкладывающих в развитие, практически нереально, — считает главный аналитик инвестиционной платформы Zorko Алексей Павлюченков. — Акционерный капитал и продажа доли бизнеса инвесторам в данном случае является практически единственной возможностью профинансировать развитие».
Директор офиса «Инвестиционного Банка Синара» Игорь Горбунов добавляет, что, предлагая свои акции инвесторам через биржу, компании могут не только привлечь средства для прямых вложений в развитие бизнеса. Такой инструмент позволяет эффективно снижать стоимость обслуживания долговых обязательств перед банками и теми же инвесторами — владельцами облигаций.
«Например, в преддверии своего IPO компания «Озон Фармацевтика» заявляла, что привлеченные средства планируется направить на покрытие долга, а также финансирование дальнейшего роста. Это связано и с тем, что многим компаниям при текущем уровне кредитных ставок невыгодно обслуживать или привлекать новые долги», — отмечает собеседник «РГ».
Еще одним существенным плюсом для корпоративного сектора в средне- и долгосрочной перспективе при IPO становится получение публичной оценки актива и его ликвидности. Это также способствует укреплению HR-бренда — и этот фактор не стоит недооценивать в условиях серьезного дефицита профессиональных кадров на рынке труда.
«С выходом на рынок компания получает возможность при необходимости получать доступ к инвестиционным деньгам на рыночной основе в дальнейшем, имея успешный трек-рекорд, — подчеркивает портфельный управляющий «РСХБ Управление Активами» Александр Власенко. — Как правило, компания преследует еще и внутренние цели мотивации ключевого персонала через опционные программы и публичную котировку, которая является отражением успешности стратегии бизнеса».
Важно и то, что государству тоже выгодно стимулировать частные компании к выходу на биржу взамен финансирования будущего роста через льготные кредиты. Ведь по последним компенсация разрыва с рыночной ставкой ложится мертвым грузом на федеральный бюджет. В том числе поэтому развитие финансового рынка станет важной составляющей федпроекта, который войдет в структуру нацпроекта «Эффективная и конкурентная экономика», о чем ранее говорил директор департамента финансовой политики Минфина РФ Алексей Яковлев.
«Среди мер поддержки: компенсация расходов на подготовку к размещению, субсидирование купонных выплат поручительства либо роль якорного инвестора по некоторым облигационным выпускам от МСП Банка. Также рассматривается инициатива по налоговым льготам для эмитентов с free-float более 10 процентов, правда, эта опция будет доступна всем эмитентам», — говорит управляющий директор по рынкам акционерного капитала ФГ «Финам» Леонид Павликов.
Для частных инвестиций на стадиях IPO и pre-IPO актуальны те же риски рыночного характера, что и при покупке других ценных бумаг корпоративного сектора
В разговоре с «РГ» Александр Власенко из «РСХБ Управление Активами» добавляет, что в ряде случаев в момент IPO инвесторы могут получить ощутимый дисконт к оценке стоимости компании по фундаментальным методам, повышая потенциал роста бумаги в своем портфеле в среднесрочной перспективе. Это позволяет надеяться на рост котировок таких компаний в ближайшем будущем. Причем рост может резко ускориться, если пойдет речь о смягчении денежно-кредитной политики ЦБ.
Но при принятии решения об участии в IPO инвестору необходимо понимать, что, в отличие от консервативных инструментов, здесь никто не может гарантировать высокую доходность, особенно в краткосрочной перспективе. Это в том числе доказывают результаты значительной доли последних размещений.
«В целом нельзя сказать, что покупка акций на IPO — это гарантированный ключ к успеху. Акции компаний, впервые вышедших на биржу, подвержены все тем же рискам, что и акции уже давно торгующихся компаний. IPO 2023-2024 годов пока не принесли инвесторам ощутимого дохода еще и в связи с общей неблагоприятной конъюнктурой на Московской бирже», — говорит Игорь Горбунов из Банка Синара.
Леонид Павликов соглашается с этим тезисом, отмечая, что из 20 размещений с начала прошлого года, с учетом всех выходов на Мосбирже и СПБ бирже, только семь из них показали рост относительно цены при IPO. Лидерами по этому показателю стали Группа «Астра», «ЮГК» и Совкомбанк, а также «Генетико», показавшая рост более 80 процентов, хоть и при небольшой капитализации и с малым объемом размещения. Но и в целом участие в таких проектах пока что остается уделом относительно небольшой группы инвесторов.
«По нашим оценкам, лишь 15-20 процентов инвесторов, которые инвестируют в акции, участвуют в IPO компаний. В последние несколько месяцев рынок скорее затаился, и все с нетерпением ждут новых выходов на биржу, однако текущие доходности в фондах ликвидности и облигациях эмитентов, даже с рейтингом А и выше, создают существенную конкуренцию новичкам», — говорит эксперт.
Делайте ваши ставки
Если IPO обычно совершают более крупные компании, то для небольших проектов существует относительно новый биржевой инструмент предварительного размещения на вторичном рынке: pre-IPO. Глава комитета по венчурным инвестициям НАУРАН Арсений Даббах объясняет, что перед полноценным выходом на биржу компаниям сначала нужно дорасти до выручки объемом около 1-3 миллиардов рублей — только после этого можно получить хорошую оценку и в перспективе достаточно высокую ликвидность для экзита части первоначальных инвесторов. Для последних это может стать хорошей возможностью кратно увеличить капитал, вложенный в проект на стадии pre-IPO.
Основатель «Тим Форс Альянс» Руслан Гайнанов в беседе с «РГ» констатирует, что интерес к pre-IPO постепенно формируется, и его уровень зависит от профиля и опыта самих участников рынка.
«Квалифицированные инвесторы, как правило, уделяют больше внимания анализу фундаментальных показателей компаний и используют подобные акции для диверсификации портфеля, принимая взвешенные решения. Такие инвестиции становятся частью стратегии по распределению рисков», — объясняет Руслан Гайнанов.
Специфическим конъюнктурным качеством российского инвестиционного рынка является то, что через pre-IPO некоторые компании привлекают больше средств, чем те, кто проводит полноценное публичное размещение.
«Наиболее крупные компании, действительно планирующие провести листинг на Мосбирже в течение 1-3 лет, собирают раунды не меньше, а иногда и больше, чем некоторые IPO на той же площадке. Так, например, «Самолет Плюс» через нашу платформу в июле привлек 825 миллионов рублей. В целом бизнес может привлекать вплоть до 1 миллиарда рублей по механизму куда менее зарегулированному, чем классическое IPO, расходуя при этом значительно меньше средств», — говорит Алексей Павлюченков из Zorko.
Центральным звеном механизма pre-IPO в России являются зарождающиеся инвестиционные платформы, запуск которых проходит под строгим надзором Банка России. Руслан Гайнанов из «ТИМ ФОРС Альянс» указывает на то, что такой проект, в частности, запустила Мосбиржа. Это, по его мнению, поднимает репутацию pre-IPO в глазах частных инвесторов.
Но, как и в отношении любых других инвестиционных инструментов, принимая решение об участии в pre-IPO, розничным инвесторам следует очень тщательно оценивать все риски и проводить собственный анализ финансовых показателей бизнеса перед тем, как принимать окончательное решение. С этим тезисом согласны все опрошенные «РГ» эксперты.
«Частный инвестор должен обращать внимание на репутацию компании, ее менеджмент и, конечно же, на оценку компании. Она должна быть фундаментально обоснованна и давать некоторый дисконт к похожим компаниям, которые уже торгуются на бирже. Немаловажна дивидендная политика компании, которая может стать дополнительным преимуществом для выбора того или иного эмитента», — подытожил Алексей Павлюченков.
Инфографика «РГ» / Антон Переплетчиков / Александр Фейст
Инфографика «РГ» / Антон Переплетчиков / Александр Фейст