Это первая экологическая олимпиада школьников, которая проходит очно, а не онлайн. В Сириус приехало 30 ребят из 7 стран – они окунулись в здешнюю атмосферу, перезнакомились между собой и со сверстниками, которые учатся в образовательном центре.
След шакала
У Чёрного моря чинара стоит молодая;
С ней шепчется ветер, зелёные ветви лаская…
Все помнят эти строки из стихотворения Лермонтова. На территории Кавказского биосферного заповедника, неподалёку от моря, чинар много – как молодых, так и почтенного для этого вида возраста. Сейчас земля под ними усеяна осыпающейся листвой и опавшими трёхгранными орешками – чинариками. Рядом с несколькими такими деревьями участники первой очной Международной олимпиады школьников по экологии задержались.
Для ребят из Индонезии в нашем кавказском лесу всё необычно – и деревья, и травы, и животные. Но больше всего их впечатлили именно чинарики, а также «волосатые домики», в которых они вызревают.
Правда, в олимпиадном задании, предписывавшем определить урожайность нынешнего года (для чего требовалось пересчитать количество плодов на 1 квадратном метре земли), чинары названы буками, как принято в мире. Но благодаря сотруднику заповедника Ивану Воробьёву, сопровождавшему юных экологов в походе по долине реки Ачипсе, слово «чинарики» выучили и участники из Индонезии, и школьники с Сейшельских островов, и наши российские ребята, которые тоже видели их впервые.
Иван останавливает вереницу участников и склоняется над следами животных. «Это лошадь прошла. А вот свеженький след – это шакал. Видите, даже коготки остались. Значит, след свежий», — показывает он.
«А у собаки след другой?» – спрашивает кто-то.
«У собаки округлый, у шакала – вытянутый. А у волка – ещё более вытянутый. И у шакала сросшиеся пальчики, из-за этого подушечка заметно отделена, можно положить палочку, и её не надо будет сгибать, чтобы отделить подушечку от пальцев», — разъясняет Иван.
Немного погодя он присаживается на корточки: «Обратите внимание на эту лужу. Видите червячка, покрытого тоненькими волосинками, похожего на паразита? Это волосатик, и для человека он абсолютно безопасен. Если увидите в ручье такого, знайте, что воду можно пить. Он паразитирует только на насекомых».
Москвич Дмитрий Воронов внимательно рассматривает волосатика. К 10 классу достиг достаточно высоких академических результатов, поэтому и стал претендентом на участие в этой олимпиаде, а пройдя отбор – её участником. В 9 классе выступал на Всероссийской олимпиаде школьников, и теперь в сборной команды столицы постоянно занимается с тренерами.
Дима задавал Ивану весьма профессиональные вопросы относительно того, каким образом ведётся учёт животных в заповеднике, какие при этом применяются коэффициенты. Но однако же признался, что смотрит сейчас по сторонам как турист, а не как профессионал.
«Это мой первый поход на природу с профессионалом. Если больше будет таких походов, тогда у нас начнёт формироваться профессиональный взгляд», — сказал он.
Живая наука
«Мы как раз и хотели, чтобы ребята приобрели практический опыт. Почти все экологические олимпиады в мире проходят дистанционно. Но, на наш взгляд, это неправильно, потому что экология – живая наука. Природа ведь вокруг нас, тем более здесь, в этом живописном уголке Кавказа, — говорит исполнительный директор Международного научного центра в области экологии и вопросов изменения климата университета «Сириус» Елена Гершелис. – Потому мы и пригласили ребят к нам, объединив два формата – теоретический и практический».
Для практического участников разделили на три группы. Каждая пошла по своему маршруту. Та, что отправилась к чинарам, изучала биоразнообразие Кавказского биосферного заповедника и экосистемные услуги в нём. Другая группа исследовала антропогенную нагрузку, нелинейный рост турпотока и управление туризмом на заповедной территории. Третья погружалась в климатические изменения и анализировала, как территория заповедника с её растительным покровом и обитающими здесь животными адаптируется к ним.
Олимпиада продлится до 24 октября и проходит как часть программы Научно-образовательного конгресса БРИКС по вопросам экологии и изменения климата. Знания школьников жюри будет оценивать в командном и индивидуальном зачётах.
Сообщества увлечённых
«Мы видим, насколько высок интерес молодых ребят к экологии, — сказала на пленарном заседании конгресса председатель совета федеральной территории Сириус Елена Шмелёва. – Уже 6 лет мы проводим большую всероссийскую научно-технологическую программу «Большие вызовы». В этом году самым популярным направлением стало «Экология и изучение изменений климата». Со всей страны школьники подавали заявки, чтобы вместе с экспертами сделать уникальные проекты в этой сфере. Конкурс превысил 60 человек на место. Это самый большой конкурс, который мы зафиксировали за 10 лет работы Сириуса».
Ульяна Главная, 11-классница из Новосибирска, попала на олимпиаду как участница той самой программы. Правда, узнала о том, что стала одной из 60-ти, уже здесь, в Сириусе. Но сам этот факт закономерен, потому что девушка в теме практически с детства. Занимается в туристическом клубе, участвовала в экологических конференциях, ездила в экспедицию, где проводила исследования, связанные с изучением рек, впадающих в Байкал. Ну, а по программе «Большие вызовы» вместе с другими участниками составляла экологический атлас реки Мзымта.
«Очень хорошо, что в программу олимпиады включили поход. Это уже приближено к тем исследованиям, которыми занимаются учёные-экологи. И нам можно как-то соединить свои теоретические знания с практикой, посмотреть, насколько они используются. Да и просто попасть на природоохраняемую территорию само по себе здорово», — говорит она.
Каждый день олимпиады у ребят очень насыщенный. Прежде всего, конечно, — это программа испытаний. Но вместе с тем они погрузились в удивительную атмосферу образовательного центра с её непринуждённым дружеским общением. В первый же день познакомились не только друг с другом, но и со школьниками, которые проходят сейчас обучение здесь. А презентуя свои команды, познакомили других участников со своими странами и национальными традициями. Выходили в ярких народных костюмах, задорно танцевали народные танцы. И сразу же школьники из России, Белоруссии, Индонезии, Таджикистана, Пакистана, Абхазии, Сейшельских островов стали ближе друг другу.
Таким образом, считает в Елена Шмелёва, можно сформировать сообщества молодых людей, нацеленных на то, чтобы глубоко заниматься вопросами экологии. И в будущем эти сообщества могут стать сообществами научными, которые займутся «очень сложными, но очень интересными междисциплинарными проектами и возглавят экологическую повестку в области науки и образования».
Поэтому перед призёрами и победителями олимпиады Сириус откроет возможности для дальнейшего обучения и развития в сфере экологии и климатологии.
<!—Расположение: —>