До этого он увлекался музыкой, литературой и живописью, покупал книги и рисунки на рынках. Однако после приобретения картин Худякова и Шильдера он посвятил всю свою жизнь созданию коллекции, которая, по его мнению, должна «отразить лицо русской живописи». В течение многих лет Третьяков с большой тщательностью и значительными затратами собирал картины, а затем основал галерею, превратил ее в публичный музей и передал коллекцию Москве, чтобы как можно больше людей могли познакомиться с русским искусством.
Сегодня в Пекине можно увидеть 56 шедевров из наследия Третьякова, хранящихся в Государственной Третьяковской галерее. Некоторые из них были добавлены в коллекцию уже после смерти мецената. Выставка русского искусства под названием «Душа России» проходит в Столичном музее Пекина и продлится до 8 декабря. Экспозиция приурочена к 75-летию установления дипломатических отношений между Китаем и Россией, а также к проводимым Годам культуры Китая и России (2024-2025).
В 2015 году Государственная Третьяковская галерея уже привозила свою коллекцию в Национальный музей Китая в Пекине, тогда публике были представлены работы передвижников — художников, которые во второй половине XIX века организовали Товарищество передвижных выставок и создали новый стиль в изображение жизни и мировоззрения русского народа.
Новая выставка отражает более полную картину жизни России, ее народа, искусства, начиная с XVI века. Основная идея, возможно, лучше всего выражена словами Ивана Шишкина (1832-1898): «Простор, земля, рожь. Божья благодать. Русское богатство». Шишкин, один из самых известных пейзажистов и яркий представитель передвижников, прославился своими работами, изображающими природу с потрясающей детализацией. Его картина «В парке» — один из экспонатов выставки.
Экспозиция разделена на четыре тематических блока: необъятные и разнообразные пейзажи России; лица русских людей, отражающие душу нации; традиции и живые сцены из жизни; исторические сюжеты.
Чэнь Цзинцзин, куратор выставки, отметила, что цель экспозиции — дать аудитории «полное представление о стране и ее народе, показанное через призму взглядов художников разных эпох». «Здесь можно увидеть не только художественные традиции России, но и образы страны: ее природу, симбиоз восточной и западной культур, сцены жизни, которые художники изображали на протяжении веков», — добавила она.
Среди представленных работ копия иконы «Богоматерь Владимирская» XVII века, написанная Иваном Михайловым, — самое раннее произведение на выставке, «Бурное море» Ивана Айвазовского, которое ярко демонстрирует мастерство художника в изображении природной стихии; а также эскиз к знаменитой картине Василия Сурикова «Боярыня Морозова».
Елена Проничева, генеральный директор Государственной Третьяковской галереи, отметила, что многие художники, чьи работы представлены на выставке, были частыми гостями Павла Третьякова. «Третьяков стал примером того, как через искусство можно показать душу России, — сказала она. — Культура как социальная сфера помогает лучше понять друг друга, особенно когда мы — соседи».
16 мая в Пекинском Национальном центре исполнительских искусств состоялся концерт, открывающий Годы культуры Китая и России (2024-2025). За это время жители 51 города Китая и 38 городов России смогут насладиться более чем 230 культурными мероприятиями, включая кинофестивали и выставки.