Красноярск нередко упоминался в СМИ из-за эффекта «черного неба». Город находится в низине, по которой протекает прекрасный Енисей, не замерзающий даже в самые лютые морозы из-за работающей в верховье реки ГЭС, вокруг горы и возвышенности, и эта котловина — идеальное место для скапливания вредных выбросов.
Проблема усугубляется очень большой долей частной застройки — 15 тысяч домовладений по обе стороны реки, значительная часть которых отапливается углем или дровами. К этому можно добавить, что в городе работало 38 котельных — наследие советских времен, когда каждый завод имел собственную котельную для промышленных целей и отопления «заводских» домов.
Плюс Красноярск входит в топ-10 по количеству автотранспорта и, если верить рейтингам, превосходит по числу автомобилей по отношению к общей численности населения даже Москву.
Кроме того, город растет, как и энергопотребление, а генерирующие мощности и инфраструктура долгие годы старели. СГК сначала вошла в программу договоров о предоставлении мощности (ДПМ), целью которой было не допустить дефицита энергии. По ней компании строили новые генерирующие мощности, а крупные потребители брали на себя обязательство покупать вырабатываемую на них энергию в будущем.
Гарантии давало государство. В рамках этой программы СГК в 2012 году запустила первый блок Красноярской ТЭЦ-3 — самой современной в регионе. Ее установленная электрическая мощность составляет 208 МВт, а тепловая — 240 Гкал/ч, то есть достаточная, чтобы отапливать 240 девятиэтажных домов.
Здесь уже были применены самые современные экологические технологии, например, введены электрофильтры с эффективностью очистки исходящих газов 99,7%. В 2022 году на трубах ТЭЦ-3, как и на трубах остальных двух ТЭЦ, установлены датчики онлайн-мониторинга, данные с которых открыты на сайте СГК и направляются в непрерывном режиме в министерство экологии Красноярского края. Сейчас идет строительство второго энергоблока, мощностью по выработке электричества — 185 МВт и тепла — 270 Гкал. Инвестиции в стройку составляют 27,5 млрд рублей.
Фото: Антон Петров
Вместе с новым энергоблоком строится первая в городе градирня. Это башня высотой 88 метров (как 30-этажный дом), в которой циркулирует в замкнутом цикле вода, используемая для охлаждения турбины энергоблока и других механизмов.
Как объяснил корреспонденту «РГ» заместитель директора по реализации проектов ДПМ-2 Красноярской ТЭЦ-3 Валентин Кривошеев, благодаря этому сократится забор воды из Енисея. Он также подчеркнул, что при строительстве энергоблока предусмотрена сухая система шлако- и золоудаления, что позволит более компактно складировать шлаки без расширения складских площадей.
Следом за ДПМ-1 стартовала аналогичная программа ДПМ-2, которая касалась модернизации старых станций. В рамках этой программы СГК начала работы на ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2. Было заменено старое и установлено новое, современное оборудование. На ТЭЦ-1 снесены старые трубы — две по 105 и одна 120 метров. Вместо них построена труба высотой 275 метров и оставлена труба — 180 метров. Чем выше труба, тем меньше вреда наносит дым — он рассеивается высоко над землей. К тому же станцию оснащают эффективными электрофильтрами — подобными тем, что установлены на ТЭЦ-3, со степенью очистки 99,7%. Из запланированных 15 уже смонтированы 11. Эффект после ввода всех электрофильтров — снижение объема выбросов станции по твёрдым частицам на 80%.
Модернизация ТЭЦ-1 позволит снизить вредные выбросы в окружающую среду Красноярска на 80 процентов
По словам директора Красноярской ТЭЦ-1 Сергея Бородулина, сейчас на станции уже нет оборудования прошлого века, модернизация в стадии завершения, и это при том, что ТЭЦ была запущена еще во время Великой Отечественной войны, в 1943 году. На территории ТЭЦ растут яблони, сосны, ели, рябина, дуб, гнездятся птицы.
Вслед за демонтированными низкими трубами ТЭЦ-1 одна за другой перестают дымить малые котельные, многие из которых располагаются прямо в кольце жилых домов. Уже закрыты 35 из 37 запланированных к замещению, а запитанные от них объекты — всего их более тысячи — переведены на мощности ТЭЦ. Эти мероприятия — часть федерального проекта «Чистый воздух», в котором участвует компания. Экологический эффект от закрытия всех котельных превысит 11 тыс. тонн вредных выбросов.
Но остается частный сектор, топящий углем и дровами. Причем не от хорошей жизни. Так дешевле. Именно он наносил самый значительный вред экологии Красноярска. Выбросы ТЭЦ — 3 кг/Гкал, котельных — 11 кг/Гкал, домов частного сектора — 21 кг/Гкал. Для этого сегмента СГК запустила программу «Новое тепло». Ее участники переходят на электрическое отопление, а СГК берет на себя компенсацию двух третей затрат на электроэнергию.
Еще одно направление деятельности СГК совместно с «Россети Сибирь» — проект «Сибирь заряжает» по развитию инфраструктуры для электромобилей. С 2022 года в Красноярске оборудовано 62 электрозарядные станции (ЭЗС), еще одна — в городе-спутнике Дивногорске. Это крупнейшая сеть ЭЗС за Уралом. В планах в 2025 году увеличить их количество до 100, а вместе с зарядками других проектов оно достигнет 150 штук.
Фото: Антон Петров
В городе 498 электромобилей и 290 подзаряжаемых гибридов. Считается, что для нормального развития электротранспорта нужно соотношение 8-10 электромобилей на одну ЭЗС. В Красноярске оно даже выше. То есть созданы идеальные условия для развития электротранспорта. Дело только за доступным и надежным электрическим авто.
Как пояснил руководитель программ развития СГК Игорь Загородний, в Красноярске почти 58 тыс. тонн в год составляют выбросы автотранспорта в атмосферный воздух, и от этого количества 53,6% имеют потенциал к снижению в ближайшие 10 лет при развитии электротранспорта и инфраструктуры для него.
Также в городе полным ходом идет модернизация теплосетей. С 2020 года, когда СГК дала старт масштабной программе модернизации теплосетевой инфраструктуры, уже обновлено порядка 200 км сетей, нынче эта цифра «прирастает» еще на 50 км. До 2032 года собственные инвестиции СГК в повышение надежности теплоснабжения города составят 18 млрд рублей, половина от этой суммы уже вложена.